Болезненно смешно: как юмор сглаживает драму в серьёзных сериалах

Вспоминаем известные драматические шоу и разбираем, как в них работает юмор.
19 октября
Ангелина Гура
списки сериалов
Кадр сериала «Шерлок» // BBC
Кадр сериала «Шерлок» // BBC

В сериалах о преступлениях, смерти и борьбе за власть юмор служит не побегом от реальности, а способом выпустить пар и одновременно подсветить суть. Удачные шутки не рушат драму, а наоборот — усиливают, углубляясь в мрачную суть. Ниже — десять сериалов, в которых юмор не облегчает тяжёлые события, а обогащает и очеловечивает их.

«Во все тяжкие» (Breaking Bad), 2008—2013 годы

Школьный учитель химии (Брайан Крэнстон) узнаёт о смертельной болезни и решает заняться производством метамфетамина, чтобы обеспечить семью. Бизнес стремительно разрастается: герой объединяется с бывшим учеником (Аарон Пол), сталкивается с наркокартелями, полицией и собственной совестью. Чем дальше он заходит в новом деле, тем стремительнее исчезает граница между привычной тихой жизнью и жестоким криминальным миром.

Фирменные панчи — от неудачно запущенной пиццы до балаганных речей Сола Гудмана (Боб Оденкёрк) — не снимают напряжения, а подчёркивают его. Сленг Джесси и неловкие семейные сцены выступают в роли коротких передышек, которые естественно вплетены в поведение персонажей и лишь подчёркивают абсурдность происходящего. Чёрный юмор в пиковые моменты напряжения усиливает эффект, и когда вдруг наступает тишина — становится по-настоящему страшно. Персонажи не играют в остроумие — это их способ держаться на плаву. За иронией скрываются страх, гордыня и нежелание признать происходящее, в то время как контраст расслабляет зрителя: всё для того, чтобы следующий удар был ещё более болезненным.

Кадр сериала «Во все тяжкие» // AMC
Кадр сериала «Во все тяжкие» // AMC

«Медведь» (The Bear), 2022—… годы

Первоклассный шеф-повар (Джереми Аллен Уайт) возвращается в родной город, чтобы спасти семейный ресторанчик от краха. Долги, горечь утраты и постоянный стресс сталкиваются с его высокими профессиональными требованиями. Команда ресторанчика, собранная из совершенно разных людей, учится работать под его руководством как единое целое.

Быстрые перепалки, срывы на ровном месте и эмоциональные всплески Ричи (Эбон Мосс-Бакрак) создают напряжённый, но смешной хаос. Комичные мелочи — перепутанные контейнеры, упавшие сковородки, несвоевременное «Да, шеф!» — вспыхивают, как искры на тесной кухне. Шутки не обесценивают тяжёлые темы, а искусно обостряют их, особенно когда темп событий внезапно замедляется. Потому что для поварской команды это язык поддержки: поддразнивания и словесные пикировки здесь не отвлекают, а объединяют. Суть проста: если можешь посмеяться —значит, ещё держишься.

Кадр сериала «Медведь» // Hulu
Кадр сериала «Медведь» // Hulu

«Фарго» (Fargo), 2014—… годы

Антология историй о преступлениях в провинциальной Америке, где мелкая ложь запускает цепочку событий, ведущую к смертям. Люди, не привыкшие к насилию, вдруг оказываются в самом эпицентре пугающих происшествий. Каждый сезон задаёт один и тот же вопрос: как далеко может зайти человек, решивший защитить себя?

Вежливость до абсурда, забавные оговорки и неуклюжие преступники создают комичность за счёт контраста с происходящим. Сдержанная визуальная подача — например, уютная кухня рядом с трупом — добавляет иронии. На руку играет и добродушие персонажей: сцены насилия с их участием получаются более неожиданными и болезненными. Смех здесь указывает на то, как легко злу пробраться в общество под видом обыденности и приличия. Здесь смешно не потому, что хотят рассмешить, а потому что герои живут в таком мире.

Кадр сериала «Фарго» // FX
Кадр сериала «Фарго» // FX

«Наследники» (Succession), 2018—2023 годы

Медиамагнат (Брайан Кокс) натравливает своих детей друг на друга в борьбе за власть над огромной бизнес-империей. Семейные отношения превращаются в серию переговоров и ударов под дых — за ужином, в самолётах и залах заседаний. Здесь выигрывает не тот, кто прав, а тот, кто остался стоять на ногах.

Остроумные реплики, циничный корпоративный язык и постоянные игры за влияние — в этом мире ирония важнее доброжелательности. Юмор не отвлекает от жестокости, а делает её очевидной. За каждым «остроумным» выпадом прячется страх или одиночество. Шутка — это щит, которым герои прикрываются от боли и уязвимости, потому что в этом мире умение язвить — такой же капитал, как и акции. Сатира обостряет восприятие власти, а значит, и предательство воспринимается ярче.

Кадр сериала «Наследники» // HBO
Кадр сериала «Наследники» // HBO

«Лучше звоните Солу» (Better Call Saul), 2015—2022 годы

До появления Сола Гудмана из «Во все тяжкие» был Джимми Макгилл (Боб Оденкёрк) — юркий адвокат, который стремился к признанию, любви и хоть какой-то стабильности. На пути — жёсткая система и непростые отношения с братом (Майкл Маккин), зацикленным на собственном величии. Параллельно другой знакомый персонаж Майк Эрмантраут (Джонатан Бэнкс) всё глубже втягивается в мир, где закон — всего лишь формальность.

Аферы Джимми, эксцентричные клиенты и продуманные уловки вызывают смех не из-за нелепости, а благодаря смелости и вниманию к деталям. Фразы Майка, произнесённые с каменным лицом, и визуальные гэги — вроде надувных фигур и самодельной рекламы — добавляют сериалу едкой ироничности. Юмор показывает, как в этом мире важнее казаться, чем быть. Герои не прячутся за остроумием — они им живут. Джимми пытается выстоять в мире, где ему не рады, а Майк сохраняет лицо, когда всё вокруг рушится.

Кадр сериала «Лучше звоните Солу» // AMC
Кадр сериала «Лучше звоните Солу» // AMC

«Настоящий детектив» (True Detective), 2014—… годы

В каждом сезоне пара детективов берётся за дело с необычными убийствами, сталкиваясь не только с преступниками, но и с собственными травмами. Расследования затягиваются на годы, ведут в мрачные закоулки и закрытые учреждения, где правда часто оказывается грязнее преступления. То, за чем герои охотятся, — это не только улики, но и тени их собственной боли.

Фразочки в духе «висельного юмора», брошенные в патрульных машинах или захудалых закусочных, дают персонажам возможность выдохнуть, но не разрушают напряжённую атмосферу. Один парирует афоризмом, другой отвечает усталым взглядом — так оживает даже самая мрачная сцена. Смех помогает показать, какой ценой даётся работа со всепожирающей тьмой — как внешней, так и внутренней. В работе, где смерть становится привычной, без юмора не выжить.

Кадр сериала «Настоящий детектив» // HBO
Кадр сериала «Настоящий детектив» // HBO

«Острые козырьки» (Peaky Blinders), 2013—2022 годы

В послевоенном Бирмингеме семья Шелби проходит путь от участника уличных потасовок к реальной политической силе в стране. Томас Шелби (Киллиан Мёрфи) действует с холодной рассудительностью, но никак не может избавиться от призраков войны, что идут за ним след в след. Его окружение обрастает врагами: от банды и полиции, до тех, кто стоит за кулисами власти.

Колкие замечания, произнесённые полушёпотом, прорывают внешнюю холодность — от точечных выпадов Томми до срывов Артура (Пол Андерсон). В то же время Полли (Хелен Маккрори) с её резкими суждениями и издёвки в пабе добавляют в мрачный сюжет нотки узнаваемого сарказма. Здесь шутки соседствуют с посттравматическим стрессом, борьбой за выживание и насилием со стороны государства. Комичная фраза перед похоронами или перестрелкой не разрушает сцену, а усиливает её. Герои используют остроумие как способ удержать контроль в мире, где его почти нет.

Кадр сериала «Острые козырьки» // BBC
Кадр сериала «Острые козырьки» // BBC

«Правосудие» (Justified), 2010—2015 годы

Маршал Рэйлан Гивенс (Тимоти Олифант) возвращается в родной Хайленд, где старые конфликты начинают стремительно переплетаться с новыми преступлениями. Его противостояние с бывшим шахтёром, а ныне самопровозглашённым пророком Бойдом Краудером (Уолтон Гоггинс) тянется сквозь года и охватывает все сферы жизни.

Реплики здесь пронзают подобно ножу: проповеднический слог Бойда схлёстывается с невозмутимостью Рэйлана, который отвечает коротко и метко. Неудачные схемы и глупые бандиты добавляют ироничного обаяния даже самым опасным ситуациям. На фоне нищеты, коррупции и семейных проблем юмор показывает, насколько тонка грань между законом и беззаконием. Герои говорят живым и узнаваемым языком, благодаря чему в этом мире способен победить тот, кто умеет метко пошутить — в не меньшей степени, чем тот, кто стреляет.

Кадр сериала «Правосудие» // FX
Кадр сериала «Правосудие» // FX

«Доктор Хаус» (House, M.D.), 2004—2012 годы

Врач с безупречной интуицией и скверным характером Грегори Хаус (Хью Лори) вместе с командой берётся за медицинские загадки, которые другим не по зубам. Он циничен, зависим от обезболивающих, конфликтен, но почти всегда прав. Каждое дело становится не только сражением с болезнью, но и моральной дилеммой.

Саркастичные выпады Хауса, его абсурдные аналогии и экспериментальные провокации разряжают обстановку, как скальпель вскрывает абсцесс. Бесконечные пикировки с Уилсоном (Роберт Шон Леонард) и коллегами задают ритм, который держит зрителя в постоянном тонусе. Юмор не заглушает страдания пациентов — напротив, он помогает воспринимать их с большей ясностью. Комичность в одном моменте делает диагноз в следующем ещё страшнее: именно эти эмоциональные качели так сильно вовлекают зрителя. Для Хауса юмор — способ анализа, нападения и защиты в одном лице; для зрителя — повод задуматься о вещах, о которых иначе было бы слишком тяжело рассказывать.

Кадр сериала «Доктор Хаус» // Fox
Кадр сериала «Доктор Хаус» // Fox

«Шерлок» (Sherlock), 2010—2017 годы

В современном Лондоне эксцентричный Шерлок Холмс (Бенедикт Камбербэтч) консультирует полицию, а его помощником выступает военврач Джон Ватсон (Мартин Фриман). Вместе они распутывают всё более запутанные дела, сталкиваясь с врагами масштаба целой страны. Их дружба — хрупкий, но надёжный якорь среди головокружительного хаоса.

Сверхбыстрые выводы Шерлока звучат как комические выстрелы по чужому самолюбию, а сухие реплики Джона уравновешивают холодное остроумие напарника. Юмор позволяет разглядеть одиночество Шерлока, его отрыв от мира и неспособность к эмпатии. Смеясь над очередной шуткой, зритель осознаёт, как далеко он зашёл в своей изоляции и насколько Джон нуждается в человеческом контакте. Юмор здесь выступает индикатором боли. Каждый из них использует шутки по-своему: для одного это броня, для другого — попытка достучаться. Комедия в «Шерлоке» не смазывает драму, а лишь сильнее обостряет её.

Кадр сериала «Шерлок» // BBC
Кадр сериала «Шерлок» // BBC

Смотреть лучшие драматические сериалы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Жутко хороши: 50 великолепных злодеев из сериалов, которых невозможно забыть
Жутко хороши: 50 великолепных злодеев из сериалов, которых невозможно забыть
Подборка блестящих антагонистов, с которыми героям справиться сложнее всего.
Смотри, да не засматривайся: 25 разноплановых сериалов для просмотра запоем
Смотри, да не засматривайся: 25 разноплановых сериалов для просмотра запоем
Сериалы, для которых актуальна фраза: «Ещё одну серию — и точно спать!»
10 безупречных пилотных эпизодов, после которых захочется досмотреть сериал
10 безупречных пилотных эпизодов, после которых захочется досмотреть сериал
Образцовые первые серии шоу, которые мы любим.
Уязвимая сила и непоколебимая слабость: 20 фильмов с разрушением гендерных стереотипов
Уязвимая сила и непоколебимая слабость: 20 фильмов с разрушением гендерных стереотипов
Фильмы о женщинах, командующих армиями, и мужчинах, растящих детей.