Бывают фильмы, которые задумываются как самостоятельный проект, без каких-либо намёков на продолжение. Но случается неожиданное, и картина не просто окупается в прокате, а становится ориентиром для целой индустрии. Её смотрят снова и снова, сцены цитируют, а героев узнают по жестам и репликам. Таких случаев немного, но успех смог запустить цепную реакцию в виде сиквелов, приквелов, ремейков и спин-оффов. Что это за фильмы? Отвечаем в нашем тексте.
«Челюсти» (Jaws), 1975 год
В курортном прибрежном городке на севере США появляется огромная белая акула. Она нападает на отдыхающих, и полиция пытается перекрыть пляжи, пока жертв не стало ещё больше. Шеф Броуди (Рой Шайдер), морской биолог Мэтт Хупер (Ричард Дрейфусс) и опытный охотник на акул Квинт (Роберт Шоу) выходят в открытое море, чтобы остановить хищника, пока тот не превратил пляж в личную кормушку.
Режиссёр Стивен Спилберг публично отмахивался от самой идеи продолжения и на кинофестивале в Сан-Франциско говорил, что «снимать сиквел чего бы то ни было — дешёвый ярмарочный трюк». Тем не менее «Челюсти» стали настоящей сенсацией и первыми в истории собрали в американском прокате более 100 миллионов долларов. Критики тоже были в восторге: к примеру, Роджер Эберт называл ленту «отличным приключенческим фильмом» и «блестяще рассказанной историей». После таких результатов студия Universal не стала раздумывать и выпустила три продолжения, а «Челюсти» превратились в самостоятельный бренд.
«Рокки» (Rocky), 1976 год
Неприметный боксёр из Филадельфии Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне), подрабатывающий вышибалой, получает шанс выйти на ринг против действующего чемпиона в тяжёлом весе. Изначально бой задумывается как шоу для публики, но постепенно превращается в личную проверку для Рокки: сможет ли он выстоять все раунды и доказать, что он чего-то стоит.
Продюсер Ирвин Уинклер позже вспоминал, что ни он, ни Сталлоне на съёмках всерьёз не думали о продолжении: в то время сиквелы ещё не были повсеместным явлением. Идея второй части обрела контуры, когда стало ясно, насколько точно «Рокки» попал в зрительское настроение. При бюджете меньше миллиона долларов фильм собрал в США более ста миллионов, получил «Оскар» за лучший фильм года, а критики повсеместно отмечали, как точно картина работает на эмоции и как легко зритель может примерить историю аутсайдера на себе. После такого успеха студия United Artists почти сразу дала зелёный свет «Рокки 2», а дальше механизм сиквелов заработал уже сам: герою придумали новые испытания, соперников и возрастные кризисы, превратив изначально скромную драму о «маленьком человеке» в многолетнюю спортивную сагу.
«Звёздные войны» (Star Wars), 1977 год
Молодой парень с отдалённой планеты Люк (Марк Хэмилл) попадает в самую гущу галактического конфликта: вместе с контрабандистом Ханом Соло (Харрисон Форд), Чубаккой (Питер Мейхью) и рыцарем-джедаем Оби-Ваном (Алек Гиннесс) он намерен спасти принцессу Лею (Кэрри Фишер) и уничтожить «Звезду Смерти» — оружие, способное взорвать целую планету.
В отличие от других режиссёров в этом списке, Джордж Лукас почти сразу подавал историю как многосерийную сагу и говорил, что настоящий финал «истории семьи Скайуокеров» приходится на шестой фильм. Но решающим фактором всё равно стал отклик зрителей, без которого бы не случилось продолжения. Первая картина заработала в американском прокате сотни миллионов долларов и побила кассовые рекорды, а критики отмечали, что фильм впервые за годы вернул в кино ощущение чистого приключения и детского восторга. Дополнительно сработала хитрая сделка Лукаса по правам на мерчандайз и сиквелы — по сути, он выстроил модель, в которой доход от игрушек и сопутствующих товаров подпитывал производство новых фильмов. Так история юного героя превратилась в киноэпопею с трилогиями, приквелами, спин-оффами и сериалами.
«Чужой» (Alien), 1979 год
Космический грузовой корабль «Ностромо» получает сигнал бедствия и садится на неизвестную планету, где член экипажа сталкивается с инопланетным организмом. Существо проходит пугающие стадии развития и вскоре превращается в смертоносного хищника, охотящегося на людей в тесных коридорах корабля; офицеру Рипли (Сигурни Уивер) приходится буквально выжигать монстра из замкнутого пространства.
Сценарист Дэн О’Бэннон заявлял, что не видит смысла в продолжениях и предпочёл бы, чтобы история «Чужого» завершилась на одном фильме. В свою очередь режиссёр Ридли Скотт тоже вспоминал, что в момент выхода картины с ним никто всерьёз не обсуждал возможные сиквелы. Однако мрачный научно-фантастический хоррор неожиданно стал крупным хитом, собрал десятки миллионов в американском прокате и быстро получил статус эталонного жанрового фильма: критики отмечали и нарастающее напряжение, и визуальную выдумку, и необычную для того времени героиню. В итоге студия решила продолжить историю: Джеймс Кэмерон оказался у руля и снял вторую часть, сместив акцент в сторону военного боевика, но сохранив базовую концепцию с опасным инопланетянином. Впоследствии самостоятельный космический хоррор стал отправной точкой длинной франшизы с приквелами, кроссоверами и перезапусками.
«Безумный Макс» (Mad Max), 1979 год
В постапокалиптичной Австралии полицейский Макс Рокатански (Мэл Гибсон) пытается поддерживать порядок в мире, где по дорогам носятся банды байкеров. Когда преступники добираются до его семьи, герой срывается и превращается в молчаливого мстителя, несущегося по пустынным трассам ради кровавой расплаты.
Режиссёр Джордж Миллер после каждого фильма о Максе говорил, что больше не вернётся к этой истории: «Последнее, что я хотел бы сделать, — это снять ещё один фильм о Безумном Максе». Съёмки были изматывающими, а сама идея продолжения уже казалась утомительной. Но первый фильм, снятый за несколько сот тысяч долларов, оказался неожиданно успешным: он стал одним из самых прибыльных относительно бюджета, попал в Книгу рекордов Гиннесса и собрал около 100 миллионов долларов в прокате. Зрителей зацепила смесь грубого дорожного экшена, хищной визуальности и яркой постапокалиптической мифологии, которую было легко развивать дальше. В результате у Миллера и продюсеров просто не осталось аргументов против возможных продолжений: появился «Воин дороги», затем «Под куполом грома», а много лет спустя — «Дорога ярости» и спин-офф «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
«Пятница, 13-е» (Friday the 13th), 1980 год
Лагерь «Хрустальное озеро» снова распахивает двери после давней трагедии, и вожатые-подростки начинают один за другим погибать от рук неизвестного убийцы. Единственной выжившей приходится столкнуться с мрачной тайной озера и узнать, кто стоит за новой серией убийств.
Создатели изначально не думали ни о какой «длинной франшизе». Сценарист Виктор Миллер не раз говорил, что понимает, почему сняты сиквелы, но не хотел участвовать в них. Как обычно судьбу оригинального фильма решила прибыль: «Пятница, 13-е» собрала впечатляющие 59,8 млн долларов при бюджете всего в 550 тысяч. Простая и понятная формула слэшера в детском лагере побудила студию Paramount быстро запустить в производство вторую часть. А дальше франшиза росла как снежный ком и в итоге стала одной из самых «живучих» в жанре хоррора.
«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street), 1984 год
В тихом пригороде начинают умирать подростки. Маньяк с изуродованным лицом и перчаткой с лезвиями проникает в их сны и убивает там. Отважная Нэнси (Хэзер Лэнгенкэмп) понимает, что единственный способ спастись — вытащить убийцу в реальность и уничтожить его.
Режиссёр Уэс Крэйвен не хотел продолжения. Он рассказывал, что финал задумывался иным: Нэнси отворачивается от Фредди и тем самым лишает его власти. Продюсер Боб Шей настаивал на «крючке для сиквела» и продавил иную концовку — позже Крэйвен честно признавался, что сожалеет об этом компромиссе. Тем не менее фильм стал хитом: в США он заработал 25,6 млн долларов при крошечном бюджете, а критики называли его новаторским и пугающим. Кассовый успех у кассы, узнаваемый злодей и сильная визуальная идея сделали сиквелы практически неизбежными, и Фредди Крюгер закономерно превратился в своеобразный талисман студии New Line Cinema.
«Терминатор» (The Terminator), 1984 год
Киборг-убийца (Арнольд Шварценеггер) прибывает из постапокалиптического будущего в Лос-Анджелес 1984 года, чтобы убить Сару Коннор (Линда Хэмилтон) — женщину, чей будущий сын возглавит восстание людей. На защиту Сары становится Кайл Риз (Майкл Бин), и их ночное бегство от опасного противника превращается в схватку за будущее.
Ни режиссёр, ни студия не рассматривали картину как начало большой саги. Арнольд Шварценеггер подтвердил это в одном из интервью: «Никто не думал, что фраза “I’ll be back” когда-нибудь прозвучит снова. Студия, судя по тому, как они воспринимали фильм, считала, что это второсортный боевик». Тем неожиданнее оказался результат: «Терминатор» Джеймса Кэмерона заработал в мировом прокате около 78,4 млн долларов и попал в список десяти лучших фильмов 1984 года по версии журнала Time. После впечатляющего успеха продолжению не могли не дать зелёный свет: пять лет спустя вторая часть, радикально расширившая вселенную и закрепившая историю о машинах и человеке как одну из ключевых фантастических франшиз конца XX века.
«Крепкий орешек» (Die Hard), 1988 год
Полицейский Джон Макклейнм (Брюс Уиллис) приезжает в Лос-Анджелес, чтобы помириться с женой на корпоративной вечеринке её компании. В тот же вечер здание, где проходило мероприятие, захватывает хорошо вооружённая группа преступников, и Макклейн, оказавшись босым и почти безоружным, в одиночку решает сразиться с захватчиками.
На долгосрочную франшизу тогда никто не рассчитывал. Сценарий «Крепкого орешка 2» стал адаптацией романа Уолтера Вейджера «58 минут», который вообще не был связан с Джоном Макклейном: позже, уже на стадии подготовки, историю переписали под знакомого героя. С третьей частью произошло то же самое: сценарий под названием Simon Says переписали под франшизу. В случае «Крепкого орешка» каждое новое приключение изначально рождалось из самостоятельной истории, которая не была частью единого многолетнего плана. При этом первый фильм собрал около 83 млн долларов на американском рынке и получил восторженные отзывы: журнал Newsweek называл его лучшим аттракционом года, сравнивая впечатление с по-настоящему крутой поездкой на «американских горках». На таком фоне продолжать историю нью-йоркского копа было и коммерчески логично, и зрительски желанно, поэтому «Крепкий орешек» довольно быстро закрепил за собой статус устойчивой экшен-франшизы.
«Парк Юрского периода» (Jurassic Park), 1993 год
Миллиардер Джон Хаммонд (Ричард Аттенборо) открывает на удалённом острове тематический парк с клонированными динозаврами. На пробный показ приезжают учёные и дети, но во время экскурсии система безопасности даёт сбой, и гостям приходится спасаться от вырвавшихся на свободу хищников. Справиться с непредвиденным пытаются палеонтологи Алан Грант (Сэм Нил), Элли Сэттлер (Лора Дерн) и математик Ян Малкольм (Джефф Голдблюм).
Автор оригинального романа Майкл Крайтон говорил, что никогда прежде не писал сиквелов и на вопросы о второй книге по «Парку Юрского периода» неизменно отвечал: «Её не будет». Однако экранизация произвела настоящий фурор: в 1993 году фильм возглавил мировой прокат, собрав около 978 млн долларов, и моментально стал крупным культурным событием. Критики, в том числе Variety, писали, что картина даёт именно то зрелище, которого от неё ждут, а комбинация аниматроники и тогдашней компьютерной графики выглядела как технологический прорыв. Фильм одновременно зацепил очень разную аудиторию — взрослых и детей, поклонников фантастики и тех, кто пришёл ради «аттракциона» с динозаврами, — а рекордные сборы и массовая «динозавромания» сделали появление сиквелов практически неизбежным.
«Миссия: невыполнима» (Mission: Impossible), 1996 год
Агент ЦРУ Итан Хант (Том Круз) оказывается главным подозреваемым после провала операции в Праге и остаётся без поддержки агентства. В одиночку он собирает команду внештатников, чтобы проникнуть в штаб-квартиру, похитить засекреченный список агентов и разоблачить настоящего предателя.
В отличие от других примеров в этом списке, «Миссия невыполнима» сразу задумывалась как основа для киносерии. Том Круз выступил продюсером проекта, который по своей сути стал перезапуском одноимённого телесериала 1966 года. Но едва ли без коммерческого успеха высокобюджетная экшен-картина могла получить продолжение: в первые шесть дней картина собрала около 74,9 млн долларов и в итоге достигла примерно 457,7 млн в мировом прокате. Критики отмечали сочетание «харизматичной звезды, изящной режиссуры и безупречного саспенса», выделяя сцены вроде штурма сейфовой комнаты ЦРУ. Благодаря отличным международным сборам, узнаваемой музыкальной теме и чётко выстроенному фирменному стилю студия без колебаний продолжила серию, а приключения Итана Ханта превратились в долгоживущую шпионскую сагу.
«Матрица» (The Matrix), 1999 год
Хакер по прозвищу Нео (Киану Ривз) выясняет, что привычный мир — лишь компьютерная симуляция, созданная машинами для порабощения людей. Из симуляции его вызволяет команда повстанцев во главе с Морфеусом (Лоренс Фишбёрн) и Тринити (Кэрри-Энн Мосс), и Нео приходится учиться управлять виртуальной реальностью, чтобы стать тем, кто сможет изменить расклад сил. Постепенно его способности растут, и борьба превращается в цепь зрелищных перестрелок, рукопашных боёв и философских споров о свободе воли и природе реальности.
Во время съёмок у сестёр Вачовски не было официального одобрения на продолжения: только спустя несколько месяцев после релиза появились новости о создании дорогостоящих сиквелов. Кассовые сборы оригинала превысили 460 млн долларов, а на носителях фильм стал настоящим хитом. Критики писали о визуальной революции и влиянии на жанр: к примеру, Роджер Эберт называл картину «визуально ослепительным приключением в киберпространстве». В итоге влияние фильма на массовую культуру, фантастическое «сарафанное радио» и мощные сборы сделали продолжения вопросом времени, а отдельная история о выборе «красной таблетки» превратилась в полноценную франшизу с собственной мифологией.
«Форсаж» (The Fast and the Furious), 2001 год
Полицейский под прикрытием Брайан О’Коннор (Пол Уокер) внедряется в команду уличных гонщиков, которых подозревают в дерзких ограблениях грузовиков на шоссе. Постепенно он сближается с лидером команды Домиником Торетто (Вин Дизель) и его окружением, разрываясь между служебным долгом и лояльностью к людям, которые успели стать для него своими.
Создатели не рассчитывали на франшизу. Продюсер Нил Х. Мориц вспоминал, что они воспринимали картину как «маленький фильм, до которого никому особо не было дела», и только после раннего тестового показа, прошедшего «на ура», у него впервые появилось ощущение, что у проекта может быть продолжение. «Форсаж» собрал более 207 млн долларов при скромном бюджете и получил большое количество положительных отзывов: Variety, к примеру, писал, что фильм получился «жёстким и неожиданно захватывающим». После такого старта студия взялась расширять масштаб событий: от уличных гонок перешли к международным ограблениям и крупным операциям. К седьмому фильму франшиза уже без труда преодолевала миллиардный рубеж.
«Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» (Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl), 2003 год
Пират Джек Воробей (Джонни Депп) заключает временный союз с кузнецом Уиллом Тёрнером (Орландо Блум), чтобы спасти Элизабет Суонн (Кира Найтли) из рук проклятой команды корабля «Чёрная жемчужина». На пути — морские бои, острова с сокровищами и ожившие мертвецы. За один фильм создателям удалось возродить интерес к пиратским приключениям и подарить зрителям одного из самых узнаваемых персонажей начала 2000-х.
Режиссёр Гор Вербински рассказывал, что после успеха «Чёрной жемчужины» команда создателей начала выстраивать трилогию, и при этом подчёркивал, что первый фильм задумывался как законченная история. В прокате картина заработала свыше 654 млн долларов, а критики особенно выделяли Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа — он стал движущей силой всего путешествия. Успех подтолкнул Disney к заказу двух сиквелов сразу, и пиратская сага заняла своё место среди самых заметных киносерий студии.
«Идентификация Борна» (The Bourne Identity), 2002 год
Мужчину без памяти (Мэтт Дэймон) находят в море с огнестрельными ранениями. Пытаясь восстановить прошлое, он узнаёт, что связан с секретной программой и обладает навыками профессионального убийцы. Вместе с попутчицей (Франка Потенте) герой пересекает Европу, скрываясь от преследователей и собирая обрывки воспоминаний. Пазл постепенно складывается, открывая правду о его прошлом.
Режиссёр Даг Лайман не видел в фильме начало целой серии. По его словам, он просто рассказал нужную историю и в дальнейшем остался в проекте только как продюсер. Однако зрители и критики сделали своё дело: фильм собрал около 214 млн долларов по миру, а критик Роджер Эберт назвал его «умным и крепким боевиком с отличной актёрской игрой». Такой результат убедил студию Universal развивать цикл дальше. Сиквелы усилили реалистичную манеру съёмки, сделали геройский образ Борна одной из ключевых фигур начала нулевых и заметно повлияли на то, как в 2000-е стали снимать шпионские боевики.
«Пила: Игра на выживание» (Saw), 2004 год
Двое мужчин (Ли Уоннелл и Кэри Элвес) приходят в себя в грязной ванной комнате, будучи прикованными к трубам. Между ними — мертвец, рядом диктофон с жутким голосом и список правил. Затеявший эту игру маньяк ставит своих жертв перед чудовищным выбором, якобы проверяя, насколько им дорога собственная жизнь. Флэшбэки и второстепенные линии постепенно складываются в головоломку, финал которой переворачивает всё представление о сюжете.
Когда Джеймс Ван и Ли Уоннелл делали «Пилу», о продолжениях речи не шло. В интервью The Guardian Ван честно признался: «Мы никогда не думали, что у первой “Пилы” появится сиквел — всё решил капитализм». Малобюджетный фильм с ограниченным прокатом собрал более 100 миллионов долларов по всему миру, а The Hollywood Reporter отметил оригинальность идеи и изобретательный сценарий. Успех был слишком очевидным, чтобы студия Lionsgate его проигнорировала. Вскоре «Пила» превратилась в хэллоуинскую хоррор-франшизу, а идея одного кровавого эксперимента переросла в целую вселенную.
«Паранормальное явление» (Paranormal Activity), 2009 год
Молодая пара (Кэти Физерстон и Мика Слот) устанавливает в спальне камеру, чтобы выяснить, кто по ночам шумит и передвигает вещи. Объектив фиксирует тихую и всё более тревожную череду событий: каждый звук заставляет зрителя напрячься. Обстановка становится всё опаснее, а минималистичная подача в стиле «найденной плёнки» усиливает ощущение, будто это могло произойти в любой квартире.
Режиссёр Орен Пели в интервью изданию Fangoria говорил прямо: «фильм никогда не задумывался как франшиза» и что он был вполне доволен «Паранормальным явлением» как самостоятельной историей. Однако скромный проект с бюджетом в 15 тысяч долларов собрал по миру почти 200 миллионов, мимо чего нельзя было пройти мимо. Всё тот же Роджер Эберт называл картину «на редкость удачным маленьким хоррором — настолько хорошо сделанным, что он действительно пугает». На этом фоне Paramount очень быстро заказала вторую часть и стала развивать идею дальше, придумывая новые семьи, дома и временные отрезки. Так скромный киноэксперимент положил начало длинной серии «домашних» ужастиков под единым брендом.
«Заложница» (Taken), 2008 год
Когда в Париже похищают его дочь (Мэгги Грэйс), бывший агент ЦРУ Брайан Миллс (Лиам Нисон) отправляется на её поиски и методично крушит всё, что встаёт на пути. Он действует в одиночку, опираясь на собственный опыт и «очень специфический набор навыков», от которых быстро начинает рушиться криминальная сеть торговцев людьми. Опыт, выучка и решимость превращают его в неудержимую силу, способную уничтожить всё, что стоит между ним и целью.
Соавтор сценария и продюсер картины Люк Бессон вспоминал, что на вопрос о сиквеле ему сразу хотелось ответить: «Нет, я не представляю, как это сделать». В свою очередь Лиам Нисон что всерьёз думал, что картина выйдет в ограниченный прокат и получит быстрый релиз на носителях. На практике всё получилось иначе: фильм собрал около 226,8 миллиона долларов по всему миру и фактически заново определил экранный образ Нисона, превратив его в мрачного экшен-героя средних лет. Роджер Эберт называл Миллса «целым отрядом спасения в одном лице», делая акцент на бешеной энергии картины. После такого успеха Fox и EuropaCorp без особых сомнений запустили в разработку «Заложницу 2», а затем и третью часть, и разовая история превратилась в полноценную серию фильмов о неумолимом мстителе.
«Заклятие» (The Conjuring), 2013 год
Семья переезжает в старый фермерский дом и вскоре начинает замечать вокруг себя странные явления: ночные хлопки, запахи, шорохи и всё более агрессивное присутствие невидимой силы. За помощью они обращаются к Эду (Патрик Уилсон) и Лоррейн Уоррен (Вера Фармига) — известным исследователям сверхъестественного. Пытаясь разобраться в происходящем, супруги постепенно выходят на след старого проклятия, связанного с прежними владельцами дома и землёй, на которой он стоит.
Джеймс Ван на старте не стремился надолго задерживаться в жанре хоррора: продвигая фильм, он говорил в интервью, что «на какое-то время завязал с ужасами» и собирается пробовать себя в других жанрах. Однако мощный старт в прокате и реакция зрителей быстро изменили планы студии. Уже в первые выходные в США фильм собрал почти 42 миллиона долларов — рекордная сумма для оригинального фильма ужасов с возрастным рейтингом R, а критики писали о нём, как о «поразительно эффективном возвращении к классике жанра, которое сделано с уважением и вкусом». Вскоре в производство был запущен спин-офф про куклу Аннабель, а затем последовали продолжения и новые ответвления. В итоге из одного расследования Уорренов выросла целая кинематографическая вселенная с общей мифологией и суммарными сборами более миллиарда долларов.
«Джон Уик» (John Wick), 2014 год
Бывший киллер (Киану Ривз) остаётся один после смерти жены, и единственной связью с ней остаётся щенок, подаренный незадолго до её ухода. Но даже этот последний островок утешения у него отнимают: в дом врываются молодые бандиты, угоняют машину и убивают собаку. Герой, горящий жаждой мести, возвращается в мир наёмных убийц и объявляет войну целому криминальному клану.
Режиссёр Чад Стахелски признавался, что относился к картине как к единичному проекту: он открыто заявлял, что «никаких продолжений не планируется» и был уверен, что история Джона завершится одним фильмом. Но скромный по бюджету боевик неожиданно выстрелил: при затратах в 30 миллионов он собрал по миру более 86 миллионов долларов. Variety описывал его как «стильно поставленную и неожиданно эмоциональную историю о мести», а успех оказался настолько ощутимым, что продолжение анонсировали почти сразу. Интерес аудитории к герою и миру наёмных убийц позволил вырастить вокруг него устойчивую серию фильмов, превратив небольшой «личный» боевик в одну из самых заметных экшен-франшиз последних лет.
Смотреть лучшие боевики можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!