От «Бойцовского клуба» до «Дюны»: 20 легендарных фильмов, которые провалились в прокате

Их не оценили на момент выхода, но страстно полюбили спустя время.
10 октября
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Святые из Бундока» // Franchise Pictures
Кадр фильма «Святые из Бундока» // Franchise Pictures

Кассовый успех фильма зависит от многих факторов: даты релиза, рекламной кампании, зрительских ожиданий. Даже самая сильная и смелая работа может не собрать залы, если выйдет в «неподходящий» момент. Но вторая жизнь у недооценённого фильма может запросто начаться после выхода на носителях и стриминге. Tvigle вспомнил все те культовые картины, которые провалились в прокате, но позднее обрели любовь зрителей.  

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner), 1982 год

Бюджет — $28 млн;

Сборы в первый прокат $27,6 млн.

В прокат фильм вышел одновременно с «Инопланетянином» Стивена Спилберга, и зрители предпочли светлое приключение вместо тёмной фантастики с философским подтекстом. Рекламная кампания сделала ставку на Харрисона Форда как на героя боевика, но вместо динамичного экшена зрителю достался медитативный нуар с закадровым текстом и «оптимистичным» финалом. Для многих темп показался вязким, а история — слишком сдержанной. Лишь после переизданий и релиза на кассетах зрители разглядели архитектуру мира, оценили идеи и атмосферу, на которые в кинотеатральном зале не хватило терпения.

”Бегущий по лезвию” почти ничего не даёт зрителю. Он не был продуман с человеческой точки зрения.
Полин Кэл, The New Yorker, 4 июля 1984 года  
Кадр фильма «Бегущий по лезвию» // The Ladd Company
Кадр фильма «Бегущий по лезвию» // The Ladd Company

«Нечто» (The Thing), 1982 год

Бюджет — $15 млн;

Сборы в первый прокат — $20–21 млн.

Картина вышла в тот же период, что и «Бегущий по лезвию», а до этого зрители уже прониклись историей «доброго» пришельца Спилберга. Паранойя и холодная безысходность с элементами боди-хоррора не соответствовали настроению публики, которой в летней период хотелось простых удовольствий. В ранних отзывах создателей ругали за «кровожадность», а сарафанное радио не успело сработать из-за короткого театрального окна. Зато позже зрители оценили работу команды: легендарные спецэффекты Роба Боттина, операторскую работу Дина Канди и зловещий музыкальный ритм Морриконе.

жалкое излишество.
Гэри Арнольд, The Washington Post, 25 июня 1982 года  
Кадр фильма «Нечто» // Universal Pictures
Кадр фильма «Нечто» // Universal Pictures

«Бойцовский клуб» (Fight Club), 1999 год

Бюджет — $63 млн;

Сборы в первый прокат — 100,8 млн;

Студия продвигала фильм как экшен с мужскими драками, совсем не акцентируя внимание на сатирической составляющей. Многие просто не поняли, о чём речь. Жестокость и рейтинг R отпугнули часть аудитории, а дискуссии в прессе только подогревали скандальную славу. В кинотеатрах результат остался скромным, зато DVD-эпоха превратила картину в студенческий «бестселлер» и закрепила её культовый статус. И только со временем пришло осознание, насколько точно лента уловила усталость от потребления и пустоты конца 90-х.

…бессмысленная смесь плаксивого, инфантильного философствования и костоломного насилия.
Кеннет Туран, Los Angeles Times, 15 октября 1999 года  
Кадр фильма «Бойцовский клуб» // Fox 2000 Pictures
Кадр фильма «Бойцовский клуб» // Fox 2000 Pictures

«Донни Дарко» (Donnie Darko), 2001 год

Бюджет — $6 млн;

Сборы в первый прокат — $3 млн.

Фильм вышел всего через шесть недель после 11 сентября, из-за чего кадры с авиакатастрофой стали непреодолимым барьером для продвижения. Студия выпустила картину в ограниченном прокате и практически без поддержки, а сочетание подростковой драмы, фантастики и запутанных сновидений сбивало с толку случайного зрителя. Но те, кто посмотрел картину на кассетах или на ночных показах, запустили сарафанное радио. Особенно мощно «Донни Дарко» проявил себя в Британии, где быстро обрёл статус фильма, о котором спорят, размышляют и возвращаются к нему снова и снова.

[Ричарду] Келли не удаётся задать такой ритм, чтобы мы одновременно смеялись и вздрагивали: он слишком увлечён нависающей туманной мрачностью.
Элвис Митчелл, The New York Times, 25 октября 2001 года  
Кадр фильма «Донни Дарко» // Flower Films
Кадр фильма «Донни Дарко» // Flower Films

«Большой переполох в маленьком Китае» (Big Trouble in Little China), 1986 год

Бюджет — $25 млн;

Сборы в первый прокат — $11,1 млн.

Студия выпустила фильм в начале июля, а через две недели на экраны вышли «Чужие» Джеймса Кэмерона, которые перетянули всё внимание на себя. Рекламная кампания продвигала «классический» экшен с Куртом Расселом, хотя на деле это была смесь китайской мифологии, комедии и боевика с нарочито неуклюжим «героем». Полемика вокруг стереотипов в изображении китайской культуры и прохладные отзывы добили перспективы удачного широкого проката. Но релиз на кассетах неожиданно принёс успех — нелепость и изобретательность картины стали её главным плюсом.

К финалу я был просто выжат.
Роджер Эберт, Chicago Sun-Times, 2 июля 1986 года  
Кадр фильма «Большой переполох в маленьком Китае» // 20th Century Fox
Кадр фильма «Большой переполох в маленьком Китае» // 20th Century Fox

«Ночь охотника» (The Night of the Hunter), 1955 год

Бюджет — около $600 тыс.;

Сборы в первый прокат — менее $10 тыс.

Чарльз Лотон снял сказку-кошмар с экспрессионистским рисунком — слишком дерзкую для широкой аудитории середины 50-х. В United Artists так и не смогли придумать, как продвигать триллер о детях-беглецах, который ещё и высмеивает религиозное лицемерие. Образ Роберта Митчема и угроза детям оттолкнули семейную аудиторию. Критики не сошлись в оценках, а зритель так и не пришёл в кинотеатры — картина осталась практически без сборов. Контрастность, детский взгляд на мир и библейские мотивы в середине десятилетия казались «чужеродными» — неудивительно, что публика растерялась, а Лотон к режиссуре больше не возвращался.

[Фильм] теряет цельность из-за слишком большого количества “необычных” штрихов, создающих туманное впечатление.
Variety, январь 1955 года  
Кадр фильма «Ночь охотника» // Paul Gregory Productions
Кадр фильма «Ночь охотника» // Paul Gregory Productions

«Гражданин Кейн» (Citizen Kane), 1941 год

Бюджет — 839 тысяч долларов;

Сборы в первый прокат — 53 тысячи долларов.

Медиамагнат Уильям Рэндольф Херст развязал негативную кампанию против фильма через свои издания, а кинотеатры боялись добавлять ленту в репертуар. Релиз получился рваным, и картины как «события» не случилось. Скандал затмил суть, а сложная структура и нелинейный монтаж отпугнули публику, привыкшую к классическому нарративу. Позднее ситуацию исправили переиздания и показы на телевидении. В момент выхода студия осторожничала с рекламой, опасаясь судов и бойкотов — отсюда скромные кассовые сборы при огромной известности самого фильма.

Он интересный. Он отличается. И он достаточно странный, чтобы стать музейным экспонатом.
Chicago Tribune, 7 мая 1941 года.  
Кадр фильма «Гражданин Кейн» // RKO Radio Pictures
Кадр фильма «Гражданин Кейн» // RKO Radio Pictures

«Головокружение» (Vertigo), 1958 год

Бюджет — $2,48 млн;

Сборы в первый прокат — $171 892 тыс.

Отзывы критиков были смешанными, а отраслевые издания сетовали на то, что первая половина фильма длится вечность. Мрачная одержимость героя и безрадостная развязка отпугнули часть аудитории, которые ждали от Хичкока бодрого детектива, а не гипнотическое размышление о навязчивых идеях. Позднее переиздания картины и попадания в топы «научили» аудиторию видеть в «Головокружении» куда больше смысла. Сегодня фильм ценят и любят — как благодаря тревожной музыке Бернарда Херрманна, так и благодаря уязвимой героине Ким Новак.

…первая половина фильма слишком медленная и затянутая.
Variety, 14 мая 1958 года.  
Кадр фильма «Головокружение» // Alfred J. Hitchcock Productions
Кадр фильма «Головокружение» // Alfred J. Hitchcock Productions

«Врата рая» (Heaven's Gate), 1980 год

Бюджет — $44 млн;

Сборы в первый прокат — $3,48 млн.

Проект «съел» в три раза больше денег, чем планировалось изначально. Скандалы начались ещё до выхода: жалобы на жестокое обращение с животными, пересъёмки, студийные дрязги. Кино получилось чересчур громоздким и слишком мрачным для предрождественского сезона. Премьера в Нью-Йорке обернулась катастрофой, и United Artists выпустила укороченную версию. Обе версии критики встретили прохладно, а у прокатчиков не было стимула продолжать прокат. Позже отношение к нему изменилось, но в 1980-е «Врата рая» стали символом заката «авторского Голливуда».

Один из самых уродливых фильмов, которые я когда-либо смотрел
Роджер Эберт, Chicago Sun-Times, 1 января 1981 гада.  
Кадр фильма «Врата рая» // Partisan Productions
Кадр фильма «Врата рая» // Partisan Productions

«Спиди гонщик» (Speed Racer), 2008 год

Бюджет — $120 млн;

Сборы в первый прокат — $93,9 млн.

Warner Bros. выпустила картину почти одновременно с «Железным человеком», который в тот момент забрал себе всю семейную аудиторию. В рецензиях писали о «сенсорной перегрузке» и пустых персонажах, а зритель не спешил проверять, на самом ли деле всё так плохо. Реклама обещала блокбастер для широкой аудитории, но фильм оказался почти детской версией аниме в формате игрового кино — для одних восторг, для других недоумение. Со временем бесстыдно яркий дизайн и наивная серьёзность сделали фильм культовым, хотя в 2008-м эти достоинства не принесли прибыли.

Нужно быть двенадцатилетним, чтобы такое нравилось.
Питер Брэдшоу, The Guardian, 9 мая 2008 года  
Кадр фильма «Спиди гонщик» // Village Roadshow Pictures
Кадр фильма «Спиди гонщик» // Village Roadshow Pictures

«Король комедии» (The King of Comedy), 1982 год

Бюджет — $20 млн;

Сборы в первый прокат — $2,54 млн.

Скорсезе снял сатиру на культ знаменитостей с нарочито холодной и неуютной атмосферой, чем отпугнул массовую аудиторию. После «Бешеного быка» публика рассчитывала на взрыв эмоций, а получила выверенную неловкость и тревожное молчание, от которого улыбка застревала в горле. Отзывы оказались неоднозначными, а студия не стала запускать прокат по нарастающей, как это делают с неудобными, но интересными фильмами. Лишь годы спустя стало очевидно, как точно картина показала суть поклонения телевизионным кумирам.

"Король комедии” по-королевски разочаровал.
Variety, 31 декабря 1982 года  
Кадр фильма «Король комедии» // Embassy International Pictures
Кадр фильма «Король комедии» // Embassy International Pictures

«Подглядывающий» (Peeping Tom), 1960 год

Бюджет — £135 тыс.;

Сборы в первый прокат — около $29 тыс.

Фильм Майкла Пауэлла о вуайеризме шокировал британскую прессу тех лет: издания обрушились на него с резкой критикой, а владельцы кинотеатров предпочли отказаться от сеансов. Рекламную кампанию сменила моральная паника, и интерес угас на старте. Связывая взгляд зрителя с агрессией, авторы воспринимались не как дерзкие провокаторы, а как нарушители приличий. Эффект сарафанного радио оказался нулевым. Лишь спустя десятилетия фильм переоценили, но коммерческой провала это не исправило.

Единственный способ разобраться с “Подглядывающим” — смыть его в канализацию.
Дерек Хилл, Tribune, 29 апреля 1960 года  
Кадр фильма «Подглядывающий» // Michael Powell
Кадр фильма «Подглядывающий» // Michael Powell

«Метрополис» (Metropolis), 1927 год

Бюджет — $5,3 млн (рекорд для эпохи);

Сборы в первый прокат — около $1,3 млн.

Фильм длился более двух с половиной часов и тем самым ошарашил первых зрителей. Уже через несколько недель копию начали урезать, ломая сюжет и ритм. Американскую версию переработали под контролем Parufamet, а итогом стало хаотичное повествование. Гигантские расходы давили на студию-создателя UFA, и картина не могла быстро вернуть вложения. К фильму начали относиться с интересом только после появления восстановленных версий — тогда и признали его важным шагом в истории кино.

Недавно я видел глупейший из фильмов. […] Он безмерно странный и скучный.
Герберт Уэллс, The New York Times, 17 апреля 1927 года  
Кадр фильма «Метрополис» // UFA
Кадр фильма «Метрополис» // UFA

«Дюна» (Dune), 1984 год

Бюджет — $40 млн;

Сборы в первый прокат — около $31,4 млн.

Universal пыталась сделать из «Дюны» рождественский блокбастер, но чрезмерно обширный лор, закадровые пояснения и студийный монтаж оставили публику в растерянности. Критики встретили экранизацию прохладно, а хаотичная рекламная кампания только закрепила впечатление дорогого провала. Декабрь 1984 года был переполнен лёгким кино, и «Дюна» оказалась не к месту. Расчёт на сарафанное радио тоже не сработал. Только с течением времени аудитория по достоинству оценила барочный стиль Дэвида Линча и музыку Toto.

Настоящая неразбериха: бессвязное, неуклюжее, уродливое и лишённое смысла зрелище.
Роджер Эберт, Chicago Sun-Times, 1 января 1984 года  
Кадр фильма «Дюна» // Dino De Laurentiis Corporation
Кадр фильма «Дюна» // Dino De Laurentiis Corporation

«Шоугёлз» (Showgirls), 1995 год

Бюджет — $45 млн;

Сборы в первый прокат — $20,37 млн.

Строгий возрастной рейтинг NC-17 перекрыл доступ к дневной рекламе и ограничил количество сеансов, а некоторые сети кинотеатров вообще отказались от показа. MGM сделала ставку на провокацию, но шквал критики и слабый зрительский интерес быстро свёл на нет весь ажиотаж. В кинотеатрах лента так и не отбила бюджет, а внимание к ней вернулось только с продажами на носителях и благодаря ночным показам. Для массовой публики «Шоугёлз» оказались чересчур откровенными, а нишевой аудитории не понравился дорогой и глянцевый антураж.

Всё, чего вы опасались, — и даже больше. […] Фильм, снятый для эксплуатации, а не для просмотра.
Кеннет Туран, Los Angeles Times, 22 сентября 1995 года  
Кадр фильма «Шоугёлз» // United Artists
Кадр фильма «Шоугёлз» // United Artists

«Фокус-покус» (Hocus Pocus), 1993 год

Бюджет — $28 млн;

Сборы в первый прокат — около $39,5 млн.

Disney выпустила «хэллоуинское» кино в середине июля — летом эта история попросту потерялась среди громких премьер и не нашла своего зрителя. Критики встретили картину прохладно: реклама была ориентирована на детей, хотя в самой истории много фраз и юмора нацелено на более взрослую аудиторию, из-за чего тон казался неровным. Постепенно «Фокус-покус» стали крутить по кабельным каналам каждую осень: знакомство сменилось привычкой, а потом — искренней симпатией. Сегодня «Фокус-покус» воспринимается скорее как часть осеннего сезона, чем обычный фильм.

Хороший фильм заставляет зрителя подсознательно просить: “Ещё!”. Ведьмы из этой ленты навеяли мне одно: “Пожалуйста, выпустите меня отсюда!”
Роджер Эберт, Chicago Sun-Times, 16 июля 1993 года  
Кадр фильма «Фокус-покус» // Walt Disney Pictures
Кадр фильма «Фокус-покус» // Walt Disney Pictures

«Святые из Бундока» (The Boondock Saints), 1999 год

Бюджет — $6 млн;

Сборы в первый прокат — $30,4 тыс.

Комбинация неудачного времени и дурной репутации похоронила релиз. После трагедии в школе «Колумбайн» история о самосуде выглядела слишком опасной для проката, и дистрибьюторы предпочли обойти фильм стороной. Разрыв с Miramax лишил ленту дополнительных каналов продвижения, а прокат ограничился несколькими залами и быстро сошёл на нет без рекламы и поддержки. Но в видеопрокате всё изменилось: зрители передавали кассеты друг другу, и картина нашла свою публику.

Фильм куда больше увлечён изобретательными расправами, чем попытками осмыслить стремление человека к самовольному правосудию.
Роберт Кёлер, Variety, 20 января 2000 года  
Кадр фильма «Святые из Бундока» // Franchise Pictures
Кадр фильма «Святые из Бундока» // Franchise Pictures

«Сквозь горизонт» (Event Horizon), 1997 год

Бюджет — около $60 млн;

Сборы в первый прокат — $26,6 млн.

Когда подвинули релиз «Титаника», Paramount ускорила пост-продакшн «Сквозь горизонт» и обрезала финальную версию — результат ощущался сырым. Критики ругали громыхающий саунд-дизайн, рваный темп и подавляющую мрачность. В конце лета широкая аудитория не повелась на подобный тон, и фильм прошёл в кинотеатрах без успеха. Однако лента обрела вторую жизнь на носителях: любители хоррора и фантастики делились им на видеокассетах и DVD. Для индустрии картина осталась неудачной, но в узком кругу ценителей космического ужаса получила свою славу.

Он не просто громкий — он орёт бесцельно, навязчиво, утомительно.
Стивен Хантер, The Washington Post, 14 августа 1997 года  
Кадр фильма «Сквозь горизонт» // Paramount Pictures
Кадр фильма «Сквозь горизонт» // Paramount Pictures

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas), 1998 год

Бюджет — $18,5 млн;

Сборы в первый прокат — $10,7 млн.

В конце мая Universal выдала психоделическое роуд-муви, тогда как публика не спешила на картину, от которой болит голова. Рекламная кампания не смогла донести зрителю видение Терри Гиллиама — первым зрителям фильм показался грубым, а не дерзким. Полярные отзывы и слабый «сарафан» быстро свернули прокат после стартового уик-энда. Позже своё дело сделали студгородки и просмотр дома: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» пережил перезапуск и стал частью киноманской культуры.

Книга Томпсона считалась неэкранизируемой, но фильм пошёл дальше и превратился в невыносимый фарс.
Стивен Хантер, The Washington Post, 21 мая 1998 года  
Кадр фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» // Summit Entertainment
Кадр фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» // Summit Entertainment

«Последний киногерой» (Last Action Hero), 1993 год

Бюджет — $85 млн;

Сборы в первый прокат — $137,3 млн.

Фильм стартовал всего через неделю после «Парка Юрского периода», который мгновенно «съел» всю аудиторию. Метаирония и пародийный стиль «Последнего киногероя» мешали продвигать картину как стандартный блокбастер со Шварценеггером, а гигантские ожидания, агрессивная реклама и неоднозначные отзывы подпитали образ «разочарования», несмотря на неплохие сборы за пределами США. Позже стало ясно, что фильму не хватило пространства в прокате и умеренных амбиций.

Сумбурная смесь шаблонного боевика и вялой комедии. […] Больше примечателен тем, как усердно его рекламируют, чем тем, сколько удовольствия доставляет.
Кеннет Туран, Los Angeles Times, 18 июня 1993 года  
Кадр фильма «Последний киногерой» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Последний киногерой» // Columbia Pictures

Смотреть самые красивые фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Отложите джойстики: 10 важных адаптаций игр, повлиявших на кино
Отложите джойстики: 10 важных адаптаций игр, повлиявших на кино
Успешные (и не слишком!) киноадаптации игр, которые продвинули жанр вперёд.
Не «Дэдпулом» единым: топ-10 самых кассовых фильмов с высоким возрастным рейтингом
Не «Дэдпулом» единым: топ-10 самых кассовых фильмов с высоким возрастным рейтингом
Кровавые и жестокие фильмы, которые собрали впечатляющую кассу.
Неудачные роли голливудских актёров, которые мы бы хотели забыть
Неудачные роли голливудских актёров, которые мы бы хотели забыть
Джонни Депп, Дженнифер Лоуренс, Николас Кейдж – все они однажды снялись в откровенно плохом фильме и сыграли не менее плохую роль.
Резать и не жалеть: фильмы с прорывным монтажом, которые изменили кино
Резать и не жалеть: фильмы с прорывным монтажом, которые изменили кино
Знаменитые картины, чей монтаж оказал влияние на кинематограф.