Магия экспромта: 20 ярчайших импровизаций в истории кино

Знаменитые сцены, в которых актёры удачно сымпровизировали.
22 июля
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Как стать принцессой» // Walt Disney Pictures
Кадр фильма «Как стать принцессой» // Walt Disney Pictures

Подчас запоминающиеся моменты в кино рождаются прямо на площадке — в результате импровизации, неожиданного порыва или спонтанного предложения актёра. Незапланированные сцены придают фильму живости и нередко становятся культовыми. Ниже представлены 20 случаев, когда крохотный экспромт добавил картине объёма и глубины, а героям — подлинности.

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark), 1981 год

Харизматичный археолог и искатель приключений Индиана Джонс (Харрисон Форд) вступает в опасную гонку за древней реликвией — Ковчегом Завета. На его пути — конкуренты, нацисты и смертельные ловушки, разбросанные по всему миру.

В одной из знаменитых сцен Индиана сталкивается с противником, искусно владеющим мечом. Сценарий предполагал напряжённую дуэль, полную трюков и эффектных приёмов. Но Харрисон Форд, страдавший в тот день от пищевого отравления, не был в состоянии выдержать длительную физическую нагрузку. Тогда он предложил просто достать револьвер и с невозмутимым видом застрелить оппонента. Режиссёр Стивен Спилберг согласился на эксперимент, и сцену удалось снять за один дубль. В результате появился момент, ставший хрестоматийным: короткий, неожиданно комичный и отлично подчеркивающий характер главного героя — прагматичного и немного уставшего от приключенческого пафоса.

Кадр фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» // Lucasfilm Ltd.
Кадр фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» // Lucasfilm Ltd.

«Тёмный рыцарь» (The Dark Knight), 2008 год

В Готэме разгорается хаос. Джокер (Хит Леджер), харизматичный анархист с извращённым чувством юмора, испытывает горожан на прочность и провоцирует сделать моральный выбор. Бэтмен (Кристиан Бэйл) же оказывается в ситуации, где привычные методы больше не работают, а ему приходится балансировать между долгом и личным.

После того как Джима Гордона (Гари Олдман) назначают комиссаром, камера фиксирует реакцию Джокера, который показательно хлопает в ладоши. Этого момента не было в сценарии, Хит Леджер добавил его сам — не ради эффектного кадра, а чтобы подчеркнуть иронию и цинизм своего героя. Аплодисменты Джокера — словно язвительная реакция на происходящее; как будто он наблюдает не торжество справедливости, а очередной акт абсурдного спектакля. Сцена запомнилась не благодаря действию, а потому, что в ней заключена вся суть Джокера: он наблюдает, насмехается и наслаждается разрушением порядка.

Кадр фильма «Тёмный рыцарь» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Тёмный рыцарь» // Warner Bros. Pictures

«Челюсти» (Jaws), 1975 год

В прибрежном городке появляется гигантская акула-людоед. Шеф полиции Броуди (Рой Шайдер), учёный-океанолог Хупер (Ричард Дрейфусс) и морской охотник Квинт (Роберт Шоу) отправляются на старом судне в открытое море, чтобы остановить угрозу. Путь превращается в смертельно опасную экспедицию, где каждый из них сталкивается со страхом и пределами своих возможностей.

Когда герой Роя Шайдера впервые сталкивается с акулой, он инстинктивно отступает назад и произносит фразу: «Придётся взять лодку побольше». Реплика родилась в моменте — Шайдер сам придумал её и озвучил спонтанно. Увидев, как органично та вписалась в сцену, Стивен Спилберг оставил её в финальном монтаже. Сказанное героем фраза не только идеально передаёт страх и шок, но и добавляет комичности пугающему моменту.

Кадр фильма «Челюсти» // Universal Pictures
Кадр фильма «Челюсти» // Universal Pictures

«Титаник» (Titanic), 1997 год

Бедный художник-скиталец Джек Доусон (Леонардо ДиКаприо) выигрывает билет на роскошный лайнер, где влюбляется в пассажирку первого класса Розу Дьюитт Бьюкейтер (Кейт Уинслет). Их роман вспыхивает на фоне бальных залов и скрытого напряжения в отношениях Роуз с богатым женихом. Первый рейс «непотопляемого» гигантского корабля превращается в драму: судно, задуманное как торжество инженерного гения, терпит крушение, ставя под угрозу жизни сотен пассажиров.

Стоя на носовой части корабля, Джек раскидывает руки в стороны и, обдуваемый океанским ветром, кричит: «Я король мира!» В сценарии реплики не было, но Джеймс Кэмерон попросил Леонардо ДиКаприо выразить восторг какой-нибудь одной короткой фразой. Перебрав пару реплик, Кэмерон остановился на известном варианте, и слова идеально передали чувство безграничной свободы героя. В итоге фраза стала узнаваемой и заняла прочное место в поп-культуре.

Кадр фильма «Титаник» // Paramount Pictures
Кадр фильма «Титаник» // Paramount Pictures

«Умница Уилл Хантинг» (Good Will Hunting), 1997 год

Двадцатилетний непризнанный гений Уилл Хантинг (Мэтт Дэймон) работает уборщиком в MIT, пьёт по вечерам пиво с друзьями и постоянно попадает в передряги. Случайно решив сложнейшую математическую задачу, он привлекает внимание профессора Ламбо (Стеллан Скарсгард), но, прежде чем реализовывать гениальный потенциал, Хантинг должен решить проблемы с полицией и пройти курс терапии.

Во время одного из сеансов доктор Шон Мэгуайр (Робин Уильямс) неожиданно вспоминает, как его покойная жена по ночам часто и громко пускала газы. Историю Уильямс выдумал на ходу, чтобы пробить защитную броню героя Мэтта Дэймона, который в сцене рассмеялся по-настоящему и искренне. Режиссёр Гас Ван Сент оставил сцену без изменений: несколько секунд неподдельного смеха показали, как между терапевтом и пациентом зародилась настоящая близость.

Кадр фильма «Умница Уилл Хантинг» // Be Gentlemen
Кадр фильма «Умница Уилл Хантинг» // Be Gentlemen

«Сияние» (The Shining), 1980 год

Писатель Джек Торранс (Джек Николсон) вместе с женой Венди (Шелли Дювалл) и сыном Дэнни (Дэнни Ллойд) уезжает на зиму в горный отель «Оверлук». Непогода отрезает семью от внешнего мира, а пустые коридоры таят в себе призраки прежних постояльцев. Изоляция давит, старые страхи всплывают на поверхность, и Джек постепенно сходит с ума, начиная охоту на собственных жену и ребёнка.

В своём ненормальном устремлении Джек прорубает дверь в ванную и засовывает голову в пролом, восклицая: «А вот и Джонни!» Этой фразы не было в сценарии, а Джек Николсон вспомнил фирменное приветствие из вечернего шоу Джонни Карсона. Стэнли Кубрик, незнакомый с телепередачей, не прервал импровизацию: экспрессия актёра оказалась невероятно точной в эмоциональном плане. По итогу короткая реплика стала одним из самых узнаваемых возгласов в хоррорах и по-прежнему навевает дрожь.

Кадр фильма «Сияние» // Hawk Films
Кадр фильма «Сияние» // Hawk Films

«Красотка» (Pretty Woman), 1990 год

Вивиан Уорд (Джулия Робертс) — живая и остроумная обитательница Голливудского бульвара, которая работает только за наличные. После совместно проведённой ночи миллионер Эдвард Льюис (Ричард Гир) предлагает ей остаться с ним на неделю за внушительную сумму, и Вивиан соглашается. Бальные залы, светские приёмы и дорогие рестораны вырывают девушку из привычной уличной жизни, а сдержанный бизнесмен впервые позволяет себе открытые чувства. Семь дней общения, полных взаимных открытий, меняют обоих сильнее, чем они могли представить.

В одном из эпизодов Эдвард протягивает Вивиан шкатулку с ювелирным украшением, и, когда она тянет руку, он неожиданно захлопывает крышку. Джулия Робертс безудержно смеётся, и подобную искреннюю реакцию невозможно спланировать. Режиссёр Гэрри Маршалл посоветовал Ричарду Гиру подшутить над партнёршей ради живого кадра, и трюк сработал: искренний смех подчёркивает лёгкость зарождающегося чувства и напоминает зрителю, что роскоши нужен простор для спонтанности.

Кадр фильма «Красотка» // Touchstone Pictures
Кадр фильма «Красотка» // Touchstone Pictures

«Полуночный ковбой» (Midnight Cowboy), 1969 год

Наивный парень из Техаса Джо Бак (Джон Войт) приезжает в Нью-Йорк, будучи уверенным в том, что за времяпрепровождение с ним местные богатые женщины захотят заплатить. Столкнувшись с суровой реальностью, он знакомится с мошенником Рэтсо Риццо (Дастин Хоффман) — находчивым авантюристом, знающим цену выживанию. Вдвоём герои пытаются пробиться сквозь равнодушный город, и их странная дружба становится единственной опорой.

Во время натурных съёмок на Манхэттене жёлтое такси внезапно появилось в кадре и едва не сбило актёров на переходе. Дастин Хоффман, не выходя из образа, шлёпнул ладонью по капоту и выкрикнул: «Я здесь иду!» Реплика родилась из момента неожиданности и мгновенно прорисовала характер Рэтсо — обитателя улицы, привыкшего хамить и бороться за каждый сантиметр тротуара. Всплеск ярости прочно вошёл в историю кино так же, как и сама картина.

Кадр фильма «Полуночный ковбой» // Jerome Hellman
Кадр фильма «Полуночный ковбой» // Jerome Hellman

«Властелин колец: Две крепости» (The Lord of the Rings: The Two Towers), 2002 год

Арагорн (Вигго Мортенсен), Леголас (Орландо Блум) и Гимли (Джон Рис-Дэвис) преследуют банду Урук-хай, чтобы вызволить Мерри (Доминик Монаган) и Пиппина (Билли Бойд). След приводит их в земли Рохана, где армия Сарумана (Кристофер Ли) готовится сокрушить людей. Битва за Хельмову Падь проверит союзников на прочность и определит, сможет ли свободный мир устоять, пока хоббиты борются за собственную судьбу.

Увидев груду сожжённых доспехов, Арагорн в отчаянии пинает шлем врага, падает на колени и пронзительно кричит. В тот момент Вигго Мортенсен ломает два пальца на ноге — настоящая боль прорывается в его голосе. Питер Джексон оставляет дубль, даже не подозревая о травме. Позже режиссёр назовёт этот крик самой честной эмоцией в трилогии — страданием воина, который привык терять.

Кадр фильма «Властелин колец: Две крепости» // New Line Cinema
Кадр фильма «Властелин колец: Две крепости» // New Line Cinema

«Джанго освобождённый» (Django Unchained), 2012 год

Освободившийся из рабства Джанго (Джейми Фокс) присоединяется к охотнику за головами доктору Кингу Шульцу (Кристоф Вальц). Вместе они разыскивают Брумхильду (Керри Вашингтон) — жену Джанго, которую держит на своей плантации жестокий рабовладелец Кэлвин Кэнди (Леонардо ДиКаприо). Путь к спасению проходит через кровь и огонь, а каждый шаг героев бросает вызов устоям рабовладельческого Юга.

На пике сцены за обеденным столом Кэлвин Кэнди бьёт ладонью по столешнице и разбивает хрустальный бокал. Осколки по-настоящему ранили ДиКаприо, но тот не вышел из образа, а продолжил свой монолог. Очарованный блестящим актёрским мастерством Квентин Тарантино не прервал дубль, который по итогу и стал частью фильма.

Кадр фильма «Джанго освобождённый» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Джанго освобождённый» // Columbia Pictures

«Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now), 1979 год

Во время Вьетнамской войны капитан Бенджамин Уиллард (Мартин Шин) получает приказ разыскать и ликвидировать полковника Курца (Марлон Брандо), который, скрывшись в камбоджийских джунглях, превратился в идола для местного племени. Путь превращается в погружение во мрак человеческой души: каждый новый изгиб реки, вдоль которой передвигается герой, приносит жуткие свидетельства войны и заставляет Уилларда сомневаться в собственном благоразумии.

В открывающей сцене Уиллард, находясь в номере отеля, пьёт, кружится перед зеркалом, разбивает кулаком стекло и рыдает от ненависти к себе. Мартин Шин действительно напился для дубля и сорвался эмоционально, хотя сценарий требовал лишь демонстрации лёгкой депрессии. Фрэнсис Форд Коппола не дал команду «стоп»: перед ним был именно тот солдат, который утратил грань понимания между войной и миром. Отснятая в дыму и полумраке сцена сразу задаёт тон всей картине и намекает зрителю: дальше будет только страшнее.

Кадр фильма «Апокалипсис сегодня» // Omni Zoetrope
Кадр фильма «Апокалипсис сегодня» // Omni Zoetrope

«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street), 2013 год

Нью-йоркский брокер Джордан Белфорт (Леонардо ДиКаприо) находит лёгкий путь к богатству через фальшивые акции, подкуп и сомнительные во всех отношениях махинации. Его фирма зарабатывает миллионы на жадности и доверчивости клиентов — но вместе с деньгами приходят расследования, а за ними и крах выстроенной системы.

Во время делового обеда наставник Белфорта Марк Ханна (Мэттью Макконахи) начинает бить кулаком в свою грудь, отбивая ритм и напевая монотонную мелодию, чем вводит в замешательство главного героя. В реальности Мэттью МакКонахи использует это упражнение в качестве дыхательной разминки, а Леонардо ДиКаприо, зная о привычке коллеги, предложил включить разминку в сцену. Мартин Скорсезе поддержал идею, и момент превратился в этакий лейтмотив, задающий ритм хищному миру брокеров, где инстинкты важнее рассудка.

Кадр фильма «Волк с Уолл-стрит» // Red Granite Pictures
Кадр фильма «Волк с Уолл-стрит» // Red Granite Pictures

«Тутси» (Tootsie), 1982 год

Бескомпромиссный актёр Майкл Дорси (Дастин Хоффман) из-за скверного характера постоянно остаётся без ролей. Чтобы получить работу, он притворяется женщиной по имени Дороти Майклс и неожиданно становится звездой телесериала. Обман приносит успех, но заставляет пересмотреть взгляды на профессию, дружбу и любовь.

Сосед Майкла, сценарист-неудачник Джефф (Билл Мюррей), не должен был перетягивать зрительское внимание на себя. Но режиссёр Сидни Поллак разрешил Биллу Мюррею импровизировать, и актёр превратил эпизодическую роль в источник тонкого сарказма. Вместе с Дастином Хоффманом они придумывали диалоги для своих героев прямо на площадке: обсуждали гендерные роли, поддразнивали друг друга, рассуждали о профессии. Спонтанность добавила фильму живого юмора, а персонажу Мюррея — объёма.

Кадр фильма «Тутси» // Mirage Enterprises
Кадр фильма «Тутси» // Mirage Enterprises

«Заводной апельсин» (A Clockwork Orange), 1971 год

В антиутопичной Англии юный Алекс (Малкольм Макдауэлл) возглавляет банду, которая упивается жестокостью, наркотиками и культом насилия. После ареста его отправляют на экспериментальную «коррекцию» поведения, но цена такой терапии оказывается слишком высокой.

Во время сцены налёта на дом Малкольм Макдауэлл начинает петь Singin’ in the Rain, попутно избивая жертв. Выбор песни совпал с желанием актёра сыграть весёлого садиста: требовалось создать контраст между сценами зверств и беззаботной мелодией, которую напевает герой. Стэнли Кубрик был поражён эффектом, немедленно купил права на композицию и перестроил сцену под импровизацию Макдауэлла. По итогу получился момент, после которого зритель уже не способен слушать старый голливудский хит без ощущения холодка по спине.

Кадр фильма «Заводной апельсин» // Hawk Films
Кадр фильма «Заводной апельсин» // Hawk Films

«Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs), 1991 год

Курсант ФБР Клариса Старлинг (Джоди Фостер) расследует дело Буффало Билла — убийцы, охотящегося на женщин. Чтобы понять логику и ход его мыслей, она обращается за помощью к заключённому психиатру-каннибалу Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс), который славится изощрённым умом и безжалостной натурой.

Вспоминая одну из жертв, Лектер с наслаждением перечисляет: «Печень… фасоль… красное вино…» — и вдруг резко втягивает воздух сквозь зубы. Энтони Хопкинс добавил характерный звук спонтанно, чтобы вывести Кларису из равновесия. В свою очередь режиссёр Джонатан Демми оставил дубль без изменений: импровизированное шипение лишь сильнее подчеркнуло звериную натуру доктора, оттеняя пугающую игру Хопкинса.

Кадр фильма «Молчание ягнят» // Strong Heart Productions
Кадр фильма «Молчание ягнят» // Strong Heart Productions

«Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich), 1999 год

Кукольник-неудачник Крэйг (Джон Кьюсак) на новом месте работы случайно находит проход, ведущий в сознание актёра Джона Малковича. Поддавшись предприимчивой жилке, Крэйг организовывает экскурсии, и теперь любой желающий может увидеть мир глазами знаменитого голливудского актёра.

Когда Малкович выбрался из портала и пошёл вдоль дороги, один из проходящих мимо статистов заорал: «Эй, Малкович, лови!» — и швырнул в актёра банку из-под газировки. Ни броска, ни реплики не было в сценарии, но режиссёр Спайк Джонс оценил случайный выпад: тот лишь подчёркивает абсурдность ситуации и напоминает, что даже у знаменитостей нет защиты от чужой наглости.

Кадр фильма «Быть Джоном Малковичем» // Gramercy Pictures
Кадр фильма «Быть Джоном Малковичем» // Gramercy Pictures

«Крёстный отец» (The Godfather), 1972 год

Стареющий дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо) всё ещё удерживает власть в мафиозной семье, договариваясь с сенаторами, подкупая судей и готовя сыновей к будущему. Мир вокруг меняется, а ему приходится балансировать между традициями и новыми правилами.

В первой сцене Вито Корлеоне ведёт деловой разговор и гладит серого кота, чьё участие не было прописано в сценарии. Фрэнсис Форд Коппола подобрал бездомное животное прямо на студии и усадил его на колени Марлону Брандо перед дублем. Кошачье урчание заглушило реплики, из-за чего звукорежиссёры потом перезаписывали голос, но результат оказался стоящим. Ласковое и безобидное существо в руках человека, способного одним словом вершить судьбы, создало мощный контраст и дополнило легендарный образ Корлеоне.

Кадр фильма «Крёстный отец» // Paramount Pictures
Кадр фильма «Крёстный отец» // Paramount Pictures

«Отступники» (The Departed), 2006 год

Бостонский полицейский Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо) внедряется в банду ирландцев, а подручный мафиози Колин Салливан (Мэтт Дэймон) много лет тайно действует в рядах полиции. Оба пытаются разоблачить друг друга раньше, чем их истинные личности станут известны.

Во время напряжённого допроса Фрэнк Костелло (Джек Николсон) внезапно вытаскивает из кармана пистолет и приставляет его к лицу Костигана. Николсон сам придумал этот приём, чтобы увидеть настоящий страх в глазах ДиКаприо, и это сработало: актёр инстинктивно отшатнулся, не притворяясь и не отыгрывая роль. Подлинное оцепенение усилило нерв сцены и подчеркнуло непредсказуемость Костелло.

Кадр фильма «Отступники» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Отступники» // Warner Bros. Pictures

«Как стать принцессой» (The Princess Diaries), 2001 год

Скромная школьница Мия Термополис (Энн Хэтэуэй) неожиданно узнаёт, что унаследовала трон крошечного европейского государства. Теперь ей предстоит пройти ускоренный курс этикета, пережить балы и интерес прессы, при этом не потеряв себя на пути становления принцессой.

Во время оттачивания королевской походки Мия поскользнулась на мокрой доске и шмякнулась плашмя. Энн Хэтэуэй рассмеялась, поднялась и пошла дальше. Падение вышло настолько естественным, а реакция партнёров — такой живой, что Гэрри Маршалл включил сцену в финальный монтаж. Так неловкость Мии получила яркий штрих без единой правки сценария.

Кадр фильма «Как стать принцессой» // Walt Disney Pictures
Кадр фильма «Как стать принцессой» // Walt Disney Pictures

«Беглец» (The Fugitive), 1993 год

Хирурга Ричарда Кимбла (Харрисон Форд) обвиняют в убийстве жены, которого он не совершал. Движимый желанием доказать свою невиновность и отыскать истинных виновников произошедшего, он сбегает из-под надзора полиции и начинает собственное расследование, пока по его следу идёт упрямый маршал Сэм Джерард (Томми Ли Джонс).

В полицейском участке детективы засыпают Кимбла вопросами. Харрисону Форду не дали чётких реплик: актёр должен был отвечать спонтанно, будто он действительно только что узнал о гибели жены и пережил шок. Импровизация помогла добиться достоверности — актёр сбивался, повторялся и путался в словах. Получилось добиться не просто сцены с допросом, а настоящего состояния растерянного человека. Натуральное замешательство передалось зрителю, и сцена приобрела ненадуманное напряжение.

Кадр фильма «Беглец» // Kopelson Entertainment
Кадр фильма «Беглец» // Kopelson Entertainment

Смотреть голливудские фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Вдарить рок-н-ролла: 10 увлекательных байопиков о музыкантах
Вдарить рок-н-ролла: 10 увлекательных байопиков о музыкантах
Подборка зажигательных картин о лучших музыкантах разных лет.
Психология цвета: как неоновые оттенки в известных фильмах играют на эмоциях зрителя
Психология цвета: как неоновые оттенки в известных фильмах играют на эмоциях зрителя
Разбираем влияние неоновых цветов в кино на настроение зрителя.
Топ-20 европейских триллеров, от которых невозможно оторваться
Топ-20 европейских триллеров, от которых невозможно оторваться
Напряжённые истории европейского производства, которые обязательно нужно увидеть.
Как фантастика стала реальностью: выдуманные технологии из фильмов, которые вошли в повседневную жизнь
Как фантастика стала реальностью: выдуманные технологии из фильмов, которые вошли в повседневную жизнь
Пересматриваем классику кино и удивляемся тому, как её создатели предсказали будущее.