Воспитанные садисты и жертвы адской системы: 10 особенных злодеев европейского кино

Возможно не худшие, но точно неоднозначные антагонисты из европейских фильмов.
11 июля
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Парфюмер: История одного убийцы» // Constantin Film
Кадр фильма «Парфюмер: История одного убийцы» // Constantin Film

Европейские режиссёры всегда умели создавать злодеев, которые надолго остаются в памяти — сложных, притягательных, пугающе жизненных. В отличие от зачастую карикатурных злодеев Голливуда, европейские негодяи черпают силу в коварстве, слепой вере в собственные идеи и надломленной психике. Собрали лучшие примеры злодейских образов из европейского кино, которые способны вывернуть зрительскую душу наизнанку.

«Лабиринт Фавна» (El laberinto del fauno), 2006 год

В суровой послевоенной Испании юная Офелия (Ивана Бакеро) прячется от реальности в загадочном лабиринте, пока её беременная мать вынуждена жить под гнётом капитана Видаля (Серхи Лопес) — безжалостного офицера-фалангиста. Знакомясь со зловещими фавнами другого мира, зритель постепенно усваивает простую истину: подлинный страх несут в себе не фантастические создания, а люди.

Капитан Видаль олицетворяет холодную и расчётливую жестокость. Одержимый идеями о наследии, дисциплине и порядке, он без колебаний творит насилие и с ужасающей лёгкостью ломает чужие судьбы. Серхи Лопес сыграл персонажа так, что он получился не просто антагонистом истории, а самим воплощением зла — пугающим в первую очередь потому, что искренне считает себя правым.

Кадр фильма «Лабиринт Фавна» // Estudios Picasso
Кадр фильма «Лабиринт Фавна» // Estudios Picasso

«Девушка с татуировкой дракона» (Män som hatar kvinnor), 2009 год

Журналист Микаэль Блумквист (Микаэл Нюквист) и хакер Лисбет Саландер (Нуми Рапас) пытаются раскрыть загадочное исчезновение девушки из состоятельной семьи, живущей на уединённом острове. Им приходится столкнуться с клубком семейных тайн, симпатиями к нацизму и скрытой ненавистью к женщинам, процветающей за фасадом респектабельности. Холодные шведские пейзажи лишь усиливают ощущение скрытой угрозы, что едва не дышит в затылок героев.

Главный антагонист в лице Мартина Вангера (Петер Хабер) поражает тем, с какой ловкостью он прячет своё уродство за вежливостью и дружелюбием. Здесь нет показной театральности — напротив, зло медленно растёт в тени, опираясь на семейный статус и деньги. Спокойное, почти будничное признание Вангера в страшных поступках оставляет после себя особо тяжёлое чувство, которое долго не отпускает.

Кадр фильма «Девушка с татуировкой дракона» // Nordisk Film
Кадр фильма «Девушка с татуировкой дракона» // Nordisk Film

«Бункер» (Der Untergang), 2004 год

Этот выдающийся немецкий фильм переносит зрителя в бункер Гитлера (Бруно Ганц) в последние дни Третьего рейха. Глазами молодой секретарши фюрера Траудль Юнге (Александра Мария Лара) зритель наблюдает за неизбежным крахом безумной империи и тем, как вокруг разворачивается хаос. Внутри же бункера сохраняется мрачная и искажённая преданность Гитлеру и общему делу.

Адольф Гитлер в исполнении Бруно Ганца известен своей пугающей человечностью. Актёр показал его не как однозначного демона, а как человека, у которого случаются моменты слабости, что лишь сильнее оттеняет его фанатизм и ужасающее равнодушие к судьбам миллионов. Гитлер здесь пугает тем, что в нём можно разглядеть человеческое, а от того становится страшнее вдвойне.

Кадр фильма «Бункер» // Constantin Film
Кадр фильма «Бункер» // Constantin Film

«Леон» (Léon), 1994 год

Наёмный убийца Леон (Жан Рено) ведёт уединённую жизнь в Нью-Йорке, пока не берёт под своё крыло 12-летнюю девочку Матильду (Натали Портман), чью семью жестоко убивают едва ли не на её глазах. Их странная во всех отношениях дружба разворачивается на фоне противостояния с коррумпированными полицейскими, чья власть кажется безграничной, а поступки — вечно безнаказанными.

Норман Стэнсфилд в исполнении Гари Олдмана — пример потрясающей злодейской непредсказуемости. Он — коррумпированный агент управления по борьбе с наркотиками, который одинаково любит классическую музыку и насилие. В любой миг его спокойствие может смениться на неконтролируемое безумие, сметающее всё на своём пути. Такая нестабильность пугает куда больше, чем нарочитая жестокость.

Кадр фильма «Леон» // Gaumont
Кадр фильма «Леон» // Gaumont

«Жизнь других» (Das Leben der Anderen), 2006 год

Берлин, 1984 год. Популярный драматург оказывается под наблюдением Штази — тайной полиции ГДР, подозревающей его в измене социалистическим идеалам. Офицер Вислер (Ульрих Мюэ) устанавливает прослушку в его квартире, и зритель наблюдает за тем, как бездушная система, шаг за шагом, разрушает любовь, доверие и само понятие человеческой близости.

Изначально Вислер кажется частью бездушного бюрократического аппарата — человеком, который молча и бесстрастно вторгается в чужие жизни. Но истинный ужас фильма строится не на герое и его поступках, а на том, что таких «вислеров» порождает сама система. По-настоящему пугающий пример злодейства здесь не человек, а не слишком очевидное, всепроникающее давление государства, которое уничтожает людей без откровенной и явной жестокости.

Кадр фильма «Жизнь других» // Wiedemann & Berg
Кадр фильма «Жизнь других» // Wiedemann & Berg

«007: Координаты “Скайфолл”» (Skyfall), 2012 год

МИ-6 становится жертвой разрушительной кибератаки, из-за которой раскрываются данные агентов по всему миру. Произошедшее вынуждает Джеймса Бонда (Дэниэл Крэйг) встретиться лицом к лицу с призраками прошлого. Сюжет ведёт героя по всей Европе — от Лондона до туманных холмов Шотландии, где разворачивается противостояние с примесью личных счётов и глобальной угрозы.

Сильва в исполнении Хавьера Бардема — один из самых харизматичных и запоминающихся злодеев в истории бондианы. Искалеченный предательством и пытками бывший агент МИ-6 скрывает за игривой, почти насмешливой жестокостью глубокую и всепоглощающую жажду мести. Бардем показал одновременно уязвлённого мальчишку и хладнокровного кукловода, благодаря чему каждое его слово, каждая улыбка обретали поистине жуткие черты.

Кадр фильма «007: Координаты “Скайфолл”» // Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр фильма «007: Координаты “Скайфолл”» // Metro-Goldwyn-Mayer

«Третий человек» (The Third Man), 1949 год

Послевоенная Вена. Автор бульварных романов Холли Мартинс (Джозеф Коттен) приезжает в город и невольно оказывается втянут в расследование загадочной смерти своего друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Чем дальше он копает, тем глубже погружается в мир чёрного рынка, моральных ловушек и атмосферы города, разделённого между оккупационными властями.

Гарри Лайм стал одним из известнейших кинозлодеев благодаря своему обаянию. Когда он наконец выходит из темноты узкого венского дворика с лукавой улыбкой, у зрителя перехватывает дыхание. Его же знаменитая речь на колесе обозрения, где он цинично называет человеческие жизни всего лишь точками, превращает жестокую философию в по-настоящему пугающий портрет аморальности, облачённой в элегантность.

Кадр фильма «Третий человек» // London Films
Кадр фильма «Третий человек» // London Films

«Забавные игры» (Funny Games), 1997 год

Режиссёр Михаэль Ханеке разбирает в своей картине человеческие страхи до самого основания. Обычная семья приезжает в загородный дом на берегу озера, но оказывается в заложниках у двух пугающе вежливых молодых людей. Начинается беспощадная игра, которая испытывает на прочность не только героев фильма, но и самих зрителей.

Пол (Арно Фриш) и Питер (Франк Гиринг) — тот тип злодеев, которые разрушили все привычные правила, включая кинематографическую «четвёртую стену». Их спокойные улыбки, белоснежные перчатки на руках и шутливые реплики делают садизм ещё более омерзительным. Ханеке не даёт им никаких оправданий или объяснений поступкам; чужая бесстрастность, помноженная на прямой контакт со зрителем, превращает происходящее в символ страшного соучастия каждого, кто смотрит.

Кадр фильма «Забавные игры» // Österreichischer Rundfunk
Кадр фильма «Забавные игры» // Österreichischer Rundfunk

«Повар, вор, его жена и её любовник» (The Cook, the Thief, His Wife & Her Lover), 1989

Почти театральная драма разворачивается в роскошном лондонском ресторане, где каждую ночь грубый и жестокий гангстер Альберт Спика (Майкл Гэмбон) устраивает настоящее представление: унижает жену Джорджину (Хелен Миррен) и сеет страх вокруг. Но когда она заводит роман с неприметным хозяином книжной лавки (Алан Ховард), всё превращается в мрачную историю мести, похожую на кровавую оперу.

Альберт Спика — воплощение ненасытности и желания всё контролировать. Громкий и вульгарный, он не просто проявляет жестокость к окружающим, а словно поглощает пространство вокруг себя — взглядом, словами и прикосновениями. Майкл Гэмбон сыграл его с такой зловещей самоуверенностью и животной страстью, что этот персонаж стал настоящим символом тирании, рождающейся из чревоугодия и жажды власти.

Кадр фильма «Повар, вор, его жена и её любовник» // Allarts
Кадр фильма «Повар, вор, его жена и её любовник» // Allarts

«Парфюмер: История одного убийцы» (Perfume: The Story of a Murderer), 2006 год

Сирота из Парижа XVIII века Жан-Батист Гренуй (Бен Уишоу) обладает невероятным обонянием и интересом к окружающим запахам. Одержимый стремлением уловить и запечатлеть идеальный аромат, он идёт на ужасающие преступления — убивает девушек, чтобы создать величайший парфюм в истории.

Гренуй отличается от привычных злодеев тем, что им движет не алчность, не ненависть и не похоть. Им руководит странное, почти детское стремление создать уникальный запах, который нельзя сопоставить ни с одним существующим. Каждое убийство воспринимается не только как страшное преступление, но и как часть безумного поиска. Безмятежное и слегка изумлённое лицо героя в момент, когда он вдыхает аромат новой жертвы, ещё долго стоит перед глазами зрителя после просмотра.

Кадр фильма «Парфюмер: История одного убийцы» // Constantin Film
Кадр фильма «Парфюмер: История одного убийцы» // Constantin Film

Смотреть лучшие триллеры можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Кинематографическое совершенство: 10 самых красивых сцен в фильмах 21 века
Кинематографическое совершенство: 10 самых красивых сцен в фильмах 21 века
Собрали список наиболее красивых картин, вышедших в 2000-х и 2010-х годах.
13 важнейших европейских фильмов 2010-х, которые нужно посмотреть
13 важнейших европейских фильмов 2010-х, которые нужно посмотреть
Пронзительные и очаровательные фильмы Европы, снятые в прошлом десятилетии.
Топ-20 европейских триллеров, от которых невозможно оторваться
Топ-20 европейских триллеров, от которых невозможно оторваться
Напряжённые истории европейского производства, которые обязательно нужно увидеть.
Хоррор-балет и самое волнующее танго на свете: 20 знаковых танцевальных сцен из кино
Хоррор-балет и самое волнующее танго на свете: 20 знаковых танцевальных сцен из кино
Вспоминаем невероятные сцены танцев, которые стали изюминкой в своих фильмах.