Тихие убийства и нелепая борьба с устоями: топ британских комедий с щедрой порцией чёрного юмора

Ироничные британские картины о том, как нужно и не нужно жить.
02 июля
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Смерть Сталина» // Gaumont
Кадр фильма «Смерть Сталина» // Gaumont

Британское кино всегда славилось остроумием и умением точечно вскрывать социальные язвы, но особенно ярко проявил себя один жанр — чёрная комедия. Здесь абсурд переплетается с мраком, герои сталкиваются со смертью, преступлениями, семейными скандалами и моральным разложением, а сопровождает всё это язвительный юмор и характерная для англичан невозмутимость. Ниже — десять примеров того, как британские режиссёры выводили чёрную комедию на новый уровень. Каждая лента здесь — наглядный мастер-класс по юмору на грани фола, жёсткого реализма и беспощадной сатиры.

«Уитнэйл и я» (Withnail and I), 1987 год

Два безработных актёра сбегают из Лондона на выходные в деревню, надеясь хотя бы ненадолго забыть об убогой квартирке в городе и разъедающей экзистенциальной тоске. Но отдых оборачивается жуткой непогодой, голодом, насмешками местных и чудаковатым дядей, который только добавляет проблем. На экране, под скупым цинизмом, видны крушения надежд целого поколения в конце 60-х.

Фильм прославился благодаря блистательным диалогам, запоминающимися образами и пронзительной грустью. Роль Ричарда Э. Гранта, сыгравшего трагикомичного алкоголика Уитнэйла, давно стала одной из визитных карточек британского кино. История одновременно смешит и ранит, оставляя горькие мысли о неизбежных неудачах, дружбе и закате целой эпохи. Смотреть стоит не только ради юмора, но и ради той щемящей пустоты, что остаётся после финальных титров.

Кадр фильма «Уитнэйл и я» // HandMade Films
Кадр фильма «Уитнэйл и я» // HandMade Films

«Неглубокая могила» (Shallow Grave), 1994 год

Врач, журналист и бухгалтер (Керри Фокс, Юэн Макгрегор, Кристофер Экклстон), снимающие квартиру в Эдинбурге, находят своего нового соседа мёртвым. Рядом — чемодан, набитый деньгами. Троица решает забрать деньги и избавиться от тела, но всё быстро катится в тартарары, превращаясь в круговорот предательства, подозрений и жестокости.

Режиссёрский дебют Дэнни Бойла получился энергичным триллером с крепкой порцией чёрного юмора. Моральное разложение героев показано так остро и с таким напором, что порой ловишь себя на смехе даже в самые жуткие моменты. Это блистательная история о жадности и хрупком доверии между друзьями, которая доказывает: стоит лишь появиться крупной сумме денег — и от цивилизованности не останется и следа. Настоящая находка для тех, кто любит запутанные сюжеты и психологические столкновения характеров.

Кадр фильма «Неглубокая могила» // Channel 4 Films
Кадр фильма «Неглубокая могила» // Channel 4 Films

«На игле» (Trainspotting), 1996 год

Марк Рентон (Юэн Макгрегор) и его друзья пытаются выбраться из героиновой зависимости, бедности и запущенного Эдинбурга 90-х, одновременно цинично рассуждая о современной жизни. То, что могло бы быть трагедией, превращается в дикую, наполненную чёрным юмором историю с бешеным ритмом.

Фильм буквально перевернул британское кино 90-х. Дэнни Бойл не стесняется показывать ужасы наркозависимости, но делает это с головокружительной энергией, мощным саундтреком и хулиганским юмором. Герои далеки от образцов морали, но на них невозможно смотреть без интереса. Перед зрителем откровенная мрачная и дерзкая комедия, от которой хочется смеяться, морщиться и иногда даже ловить себя на странной вине за то, что всё происходящее так захватывает.

Кадр фильма «На игле» // Channel 4 Films
Кадр фильма «На игле» // Channel 4 Films

«Лига джентльменов: Апокалипсис» (The League of Gentlemen's Apocalypse), 2005 год

Когда вымышленный и пропитанный ужасами городок Ройстон-Вейси оказывается на грани полного уничтожения, его гротескные жители вдруг понимают, что они всего лишь персонажи телешоу. Осознание вынуждает пробраться в реальный мир и отыскать создателей, чтобы спасти себя. Так начинается странное путешествие, где стирается грань между вымыслом и реальностью, а сами авторы оказываются в плену собственноручно созданных чудовищ.

Своеобразная дань традиционной британской комедии, что питается театральным абсурдом и элементами хоррора. Здесь смех соседствует с настоящими ужасами, а гротеск и едкая сатира переплетаются с рассуждениями о том, насколько опасны плоды фантазии своих создателей. Фильм обязателен для просмотра теми зрителями, кто ценит сюрреализм и тёмные стороны человеческой натуры.

Кадр фильма «Лига джентльменов: Апокалипсис» // Universal Pictures
Кадр фильма «Лига джентльменов: Апокалипсис» // Universal Pictures

«Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges), 2008 год

Два ирландских киллера, Рэй (Колин Фаррелл) и Кен (Брендан Глисон) проваливают задание в Лондоне и едут в старинный Брюгге, чтобы переждать неблагоприятную ситуацию. Пока Кен увлеченно осматривает достопримечательности, Рэй мучается скукой и чувством вины, но уже следом их поглощает череда странных и жестоких событий, связанных с карликом-актёром, наркотиками и вечными вопросами о жизни и смерти.

Хотя сюжет разворачивается в Бельгии, перед зрителем типично британская картина — с мрачным юмором и колючими нравственными вопросами. Режиссёр Мартин Макдона создаёт трагикомедию о вине и поисках искупления, где все пропитано абсурдом, а Колин Фаррелл блистает в своей роли, легко переходя от едких шуток к пронзительной откровенности. «Залечь на дно в Брюгге» — чёрная комедия с отголосками шекспировских трагедий, одновременно злая и пронзительная.

Кадр фильма «Залечь на дно в Брюгге» // Focus Features
Кадр фильма «Залечь на дно в Брюгге» // Focus Features

«Четыре льва» (Four Lions), 2010 год

Группа незадачливых британских исламистов решает организовать теракт, но их вопиющая некомпетентность быстро оборачивается хаосом, нелепыми ошибками и финалом, в котором ужас и абсурд сливаются воедино. Фильм осмеливается высмеивать экстремизм — и при этом умудряется делать это мастерски.

Режиссёр Кристофер Моррис берёт одну из самых болезненных тем нашего времени и проносит её сквозь сатиру, которая буквально царапает изнутри. Сила «Четырёх львов» не только в смелой задумке, но и в том, что Моррис показывает персонажей не как злодеев-заговорщиков, а как жалких и запутавшихся простаков. Юмор в фильме колючий, напряжение ощущается каждой клеткой, а финал оставляет во рту горький привкус. Перед зрителем смелая и умная чёрная комедия, которая одновременно смешит и заставляет задуматься.

Кадр фильма «Четыре льва» // Warp Films
Кадр фильма «Четыре льва» // Warp Films

«Раз! Два! Три! Умри!» (Sightseers), 2012 год

Крис (Стив Орам) и Тина (Элис Лоу) — на первый взгляд ничем не примечательная пара — отправляются в автопутешествие по сельской Англии. То, что начинается как обычный отдых в домике на колёсах, быстро превращается в череду убийств главными героями, а поводами становятся сущие пустяки — будь то мусорящие туристы или мелкие социальные нарушения. Поездка постепенно скатывается в хаос, где причудливо сплетаются романтика, жестокость и бесстрастный юмор.

Бен Уитли снял историю по сценарию, написанному исполнителями главных ролей Элис Лоу и Стивом Орамом. Фильм блестяще показывает, как под благопристойной оболочкой обывательской жизни скрывается сдерживаемая ярость, благодаря чему удаётся достичь уникального британского взгляда на тему серийных убийц. Контраст между идиллическими пейзажами и растущим списком жертв порождает сюрреалистический, местами смешной, местами жуткий эффект. Эта чёрная комедия сначала вызывает улыбку, а потом заставляет неловко поёжиться от осознания, что смеёшься над страшным.

Кадр фильма «Раз! Два! Три! Умри!» // British Film Institute
Кадр фильма «Раз! Два! Три! Умри!» // British Film Institute

«Смерть Сталина» (The Death of Stalin), 2017 год

После неожиданной смерти Сталина в его окружении разворачивается яростная борьба за власть: каждый пытается перехитрить остальных, стараясь сохранить видимость преданности. Всё это выливается в хаотичный водоворот бюрократии, страха перед системой и предательства на фоне одной из самых мрачных страниц советской истории.

Режиссёр Армандо Ианнуччи превратил политический ужас в пугающе смешную историю. Благодаря филигранным диалогам и гротескным эпизодам «Смерть Сталина» точно передаёт безумный дух тоталитарного строя через холодную сатиру. При этом фильм вовсе не облегчает или высмеивает трагизм исторического контекста — наоборот, юмор здесь лишь подчёркивает леденящий абсурд ничем не сдерживаемой власти. Смотреть фильм одновременно неловко и весело, и в этом заключается его особая притягательность.

Кадр фильма «Смерть Сталина» // Gaumont
Кадр фильма «Смерть Сталина» // Gaumont

«С Новым годом, Колин Бёстед» (Happy New Year, Colin Burstead), 2018 год

Семья из Британии собирается встретить праздник в арендованном доме за городом, но праздничная атмосфера рушится, когда внезапно приезжает родственник, которого никто не ждал. Давние обиды всплывают наружу, скрытое раздражение вырывается на свободу, и вместо тостов с шампанским гости погружаются в пассивно-агрессивные разборки.

Бен Уитли вновь показывает, насколько разрушительными могут быть бытовые конфликты. Здесь физическое насилие уступает место язвительным репликам, гнетущей тишине и остротам, которые бьют сильнее настоящего оружия. Перед зрителем камерная драма о разложении семейных связей — современный «Король Лир», который разыгрывается не при свете факелов, а под мягким свечением ламп и мерцанием просекко в руках героев. Узнавать в персонажах себя и своих близких порой невыносимо больно, но именно такой подход делает картину настоящей британской чёрной комедией во всей её беспощадной интимности.

Кадр фильма «С Новым годом, Колин Бёстед» // British Film Institute
Кадр фильма «С Новым годом, Колин Бёстед» // British Film Institute

«Бычара» (Bull), 2021 год

Спустя десятилетие после таинственного исчезновения, жестокий бандит по прозвищу Бычара (Нил Мэскелл) возвращается в родной город, чтобы свести счёты с теми, кто его предал, — бывшими подельниками и тестем. Его путь мести просчитан до малейших деталей и раскрывается перед зрителем постепенно, пугая с каждой новой секундой.

«Бычара» не комедия в привычном понимании слова, но его мрачная ирония и лаконичная подача превращают историю в пример того, как британский кинематограф умело умеет смешивать чёрный юмор с откровенным насилием. Режиссёр Пол Эндрю Уильямс создал суровый рассказ с жёсткой логикой и редкими вспышками едкого цинизма. Перед зрителем грязный, обречённый триллер о возмездии, пропитанный фатализмом и приправленный той самой сухой британской иронией, которую сложно спутать с чем-то другим. Настоящая находка для зрителей, которых не так-то просто напугать.

Кадр фильма «Бычара» // Ingenious Media
Кадр фильма «Бычара» // Ingenious Media

Смотреть лучшие комедии можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
От «Друзей» до «Офиса»: самые смешные моменты из ситкомов разных лет
От «Друзей» до «Офиса»: самые смешные моменты из ситкомов разных лет
Подборка весёлых, абсурдных и зрелищных моментов из комедийных сериалов.
Похитители сцен: самые запоминающиеся камео знаменитостей в кино
Похитители сцен: самые запоминающиеся камео знаменитостей в кино
Собрали 26 неповторимых появлений знаменитостей на экране: от Стивена Хокинга до Дэвида Бэкхема
13 важнейших европейских фильмов 2010-х, которые нужно посмотреть
13 важнейших европейских фильмов 2010-х, которые нужно посмотреть
Пронзительные и очаровательные фильмы Европы, снятые в прошлом десятилетии.
От Толстого до Гюго: европейские сериалы, которые мастерски оживляют великие романы
От Толстого до Гюго: европейские сериалы, которые мастерски оживляют великие романы
Снятые в Европе экранизации известнейших литературных произведений мира.