Бодрое начало: знаковые вступительные сцены кино, которые навсегда врезаются в память

Подборка фильмов, чьи первые минуты моментально крадут внимание и утягивают в просмотр до финальных титров.
05 июня
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment
Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment

Некоторые фильмы не дают зрителю времени на раскачку — они захватывают внимание с первых кадров и не отпускают до финальных титров. Удачное начало не просто стартовая точка истории — оно задаёт ритм, выстраивает атмосферу и даёт зрителю молчаливое обещание: дальше будет только круче. Ниже — подбрка фильмов, которые наглядно доказывают: иногда достаточно первых пяти минут хронометража, чтобы войти в историю кинематографа.

«Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan), 1998 год

Военная драма Стивена Спилберга рассказывает о группе американских солдат, которым поручено отыскать рядового Джеймса Райана (Мэтт Дэймон) — последнего из четырёх братьев Райан. Трое пали в боях Второй мировой, и теперь командование решает вернуть Джеймса домой. На фоне войны, боли и утрат разворачивается история о долге, сострадании и нравственном выборе. Перед зрителем — одно из самых точных и жёстких изображений боевых действий в истории кино.

Фильм начинается с высадки союзников в Нормандии — получасовой сцены, ставшей эталоном военного реализма в кино. Пули свистят над головой, взрывы выворачивают землю, а солдаты погибают, не успев ступить на берег. Камера будто увязает в хаосе, следуя за героями сквозь дым, пули и страх. Кровь смешивается с морской водой, страх парализует, а выживание превращается в бессмысленную лотерею. С первых минут становится ясно: зрителя не жалеют и не будут — ему показывают, как выглядит война без прикрас.

Кадр фильма «Спасти рядового Райана» // Amblin Entertainment
Кадр фильма «Спасти рядового Райана» // Amblin Entertainment

«Тёмный рыцарь» (The Dark Knight), 2008 год

Во втором фильме трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене Готэм охватывает волна насилия, вызванная появлением нового антагониста — Джокера (Хит Леджер). Хаотичный и гениальный преступник бросает вызов не только закону, но и моральным принципам самого Бэтмена (Кристиан Бэйл), заставляя его пересмотреть границы между героизмом и жертвой. Фильм превращается в напряжённую игру без правил, после которой никто не останется прежним.

Фильм стартует с тщательно выстроенного ограбления банка несколькими грабителями в клоунских масках. В ходе сцены становится ясно, что каждый из них — лишь пешка, которой суждено умереть от руки другого. В кульминационный момент в дело вступает сам Джокер и произносит фразу: «То, что тебя не убивает, делает тебя… страннее». Музыка Ханса Циммера, отсутствие спешки, контроль над деталями и шокирующее самораскрытие злодея создают атмосферу нервного ожидания. Вступительная сцена задаёт тон фильму, где зло не кричит — оно шепчет, наблюдая и выжидая.

Кадр фильма «Тёмный рыцарь» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Тёмный рыцарь» // Warner Bros. Pictures

«Бесславные ублюдки» (Inglourious Basterds), 2009 год

В своей альтернативной версии событий Второй мировой войны Квентин Тарантино переплетает несколько историй: группу американских солдат-евреев, устраивающих охоту на нацистов; молодую француженку, жаждущую отомстить за убитую семью; и безжалостного полковника СС, с маниакальной точностью вычисляющего врагов Рейха. Все эти линии сходятся в кульминационной развязке, где Тарантино переосмысляет сам ход истории — дерзко, смело и с иронией.

Фильм открывается сценой во французской провинции. Штандартенфюрер Ганс Ланда (Кристоф Вальц) приезжает на ферму и с мягкой вежливостью расспрашивает хозяина (Дени Меноше), подозреваемого в том, что он укрывает евреев. Ланда пьёт молоко, улыбается, делает комплименты — и в то же время сковывает всё вокруг своим присутствием. Камера медленно опускается вниз — под досками пола действительно прячутся люди. Каждое слово в этой сцене режет, как лезвие, а вежливость превращается в способ допроса. Всё выглядит спокойно — и от этого становится страшнее.

Кадр фильма «Бесславные ублюдки» // Universal Pictures
Кадр фильма «Бесславные ублюдки» // Universal Pictures

«Челюсти» (Jaws), 1975 год

В легендарном блокбастере Стивена Спилберга белая акула-людоед наводит ужас на прибрежный городок. Противостоять хищнику решаются трое: начальник полиции, специалист по морской фауне и суровый рыбак. Перед зрителем — не просто остросюжетное приключение, а тревожная история об опасности, которая притаилась в привычном.

Под покровом ночи молодая пара идёт купаться в океане. Девушка заплывает слишком далеко, камера погружается вместе с ней, а зритель наблюдает за происходящим её глазами. Начинает звучать тревожный, нарастающий мотив из двух нот — музыка, которую сегодня узнаёт каждый. Акула так и не появляется в кадре, но Спилберг достигает эффекта ужаса с помощью звуков, монтажа и игры актрисы, которую внезапно утягивает под воду. Эта сцена заставила сотни тысяч зрителей с опаской смотреть на море.

Кадр фильма «Челюсти» // Universal Pictures
Кадр фильма «Челюсти» // Universal Pictures

«Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now), 1979 год

Военная драма Фрэнсиса Форда Копполы рассказывает о капитане Уилларде (Мартин Шин), который во время Вьетнамскй войны получает приказ найти и устранить полковника Куртца (Марлон Брандо), сошедшего с ума и ставшего идолом в джунглях Камбоджи. Фильм погружает зрителя в безумие войны, постепенно размывая границы между реальностью и бредом.

С первых кадров — не выстрелы, а шум лопастей вертолёта, переходящий в гипнотический ритм песни The End от The Doors. На экране — горящие от напалма пальмы и лицо Уилларда, отражающее затуманенное сознание и внутренний распад. Камера перемещается медленно, а кадры сливаются друг с другом, словно во сне. Голос за кадром и рваный монтаж формируют особую кинематографическую форму: перед зрителем не хроника сражений, а путь в безумие — коллективное и личное. Пролог действует как гипноз: погружает в наваждение, из которого почему-то не хочется выходить.

Кадр фильма «Апокалипсис сегодня» // Omni Zoetrope
Кадр фильма «Апокалипсис сегодня» // Omni Zoetrope

«Король Лев» (The Lion King), 1994 год

В центре истории — львёнок Симба, которому суждено пройти путь изгнания, взросления и возвращения в саванну, чтобы стать королём и восстановить порядок в родных землях. Вдохновлённая шекспировскими сюжетами и африканскими легендами, история поднимает темы наследия, утраты и взросления.

С первыми звуками песни «Круг жизни» над саванной поднимается солнце, и мир начинает оживать после сна. Животные со всей округи собираются у скалы, чтобы поприветствовать новорождённого наследника и будущего правителя. Ни слов, ни объяснений — только музыка, ритм и сам ритуал. Когда Рафики поднимает Симбу над головой и показывает собравшимся животным, и без того величественная сцена полноценно превращается в торжество жизни и надежды. Момент пронзает до глубины души — её энергия говорит сама за себя.

Кадр фильма «Король Лев» // Walt Disney Feature Animation
Кадр фильма «Король Лев» // Walt Disney Feature Animation

«Славные парни» (Goodfellas), 1990 год

Мартин Скорсезе рассказывает историю Генри Хилла (Рэй Лиотта), который проходит путь от подростка с мечтой о жизни гангстера до участника организованной преступной группировки. Он находит своё место в криминальной иерархии, но восхождение быстро превращается в падение. Фильм обладает бешеной энергией и беспощадной достоверностью деталей.

Глухая ночь, по трассе мчится машина. Странный звук из багажника заставляет троих мужчин остановиться. Когда они открывают крышку, то обнаруживают окровавленного, но всё ещё живого человека. Без лишних слов — убийство. Камера замирает, а за кадром звучит голос Генри: «Сколько себя помню — я всегда хотел быть гангстером». Ни объяснений, ни прелюдий — зрителя сразу бросают в атмосферу, где закон бессилен, а насилие — обыденность.

Кадр фильма «Славные парни» // Warner Bros.
Кадр фильма «Славные парни» // Warner Bros.

«Матрица» (The Matrix), 1999 год

Хакер Томас Андерсон (Киану Ривз) живёт обычной жизнью, пока не узнаёт, что весь мир вокруг — иллюзия, созданная искусственным интеллектом. Под именем Нео он присоединяется к группе повстанцев, чтобы освободить человечество. Фильм сестёр Вачовски стал не только технологическим прорывом своего времени, но и неустаревающим культурным феноменом.

На экране — тёмный фон и загадочный зелёный код. Звучит обрывистый диалог, и внезапно перед зрителем — бой: Тринити (Кэрри-Энн Мосс) сражается с полицейскими, двигаясь так, как будто игнорирует законы физики. Камера вращается вокруг неё, пули замирают в воздухе, а время растягивается. Преследование по крышам приводит к внезапному исчезновению героини — всё происходит с головокружительной скоростью. «Матрица» дала новый толчок кино и стала прорывом, после которого жанр научной фантастики перестал быть прежним.

Кадр фильма «Матрица» // Village Roadshow Pictures
Кадр фильма «Матрица» // Village Roadshow Pictures

«Печать зла» (Touch of Evil), 1958 год

В нуарном триллере Орсона Уэллса мексиканский борец с наркоторговлей и его американская невеста оказываются втянуты в грязные дела пограничного городка, где правят коррупция, убийства и тотальное беззаконие. Фильм представляет собой тревожное погружение в атмосферу моральной двусмысленности и политической гнили, где всё держится на грани развала.

Кинолента открывается одной из самых знаменитых сцен в истории кино — трёхминутным непрерывным кадром, где в машину подбрасывают бомбу. Камера следует за автомобилем по многолюдным улицам, мимо беспечных прохожих и перекрёстков, создавая гнетущее ощущение надвигающейся беды. Внутри машины — беззаботная пара, разговаривающая о пустяках, пока таймер отсчитывает секунды. Напряжение нарастает с каждой секундой, пока Уэллс показывает, как близко подбирается беда — её не надо искать, она уже здесь и вот-вот изменит привычный уклад.

Кадр фильма «Печать зла» // Universal-International
Кадр фильма «Печать зла» // Universal-International

«Драйв» (Drive), 2011 год

Главный герой триллера Николаса Виндинга Рефна — немногословный каскадёр (Райан Гослинг), который по ночам подрабатывает водителем, помогая преступникам скрыться после налётов. Когда одна из операций выходит из-под контроля, он оказывается в эпицентре кровавой разборки. Единственное, что заставляет его действовать — желание защитить женщину (Кэри Маллиган), к которой он испытывает нечто большее, чем сочувствие.

Вопреки ожиданиям, фильм начинается не с быстрой погони, а с хладнокровного побега, где тишина звучит громче мотора. Герой виртуозно маневрирует по ночным улицам Лос-Анджелеса, ускользая от полицейских не с помощью скорости, а благодаря точным расчётам и терпению. В тишине слышны лишь переговоры по рации и редкие шумы города — создаётся ощущение абсолютного контроля. Он прячется в темноте улиц, а потом сливается с толпой на выходе с матча — как будто исчезает. Эта сцена сразу определяет стиль фильма: холодный, точный и лишённый суеты, как и сам герой.

Кадр фильма «Драйв» // Bold Films
Кадр фильма «Драйв» // Bold Films

«Крёстный отец» (The Godfather), 1972 год

Эпическая криминальная драма Фрэнсиса Форда Копполы рассказывает о семье Корлеоне — итальянской мафиозной династии, где понятия чести, верности и власти переплетены с насилием. Майкл Корлеоне (Аль Пачино) не хотел иметь ничего общего с делами отца, но шаг за шагом втягивается в мир, где преданность важнее морали, а выбор часто означает жертву.

«Я верю в Америку» — говорит человек в полутёмном кабинете, умоляя дона Корлеоне (Марлон Брандо) восстановить справедливость. Камера медленно приближается к его лицу, тени дрожат на стенах, а за окном весело шумит свадебная толпа. Всё здесь держится на контрасте: свет праздника и мрачность договорённости, громкие крики на улице и тихие приказы внутри. Каждый взгляд и каждый кадр подчёркивает, кто здесь хозяин. Фильм не просто знакомит с героями, а демонстрирует целый кодекс жизни, где добро и зло сливаются в одно целое.

Кадр фильма «Крёстный отец» // Paramount Pictures
Кадр фильма «Крёстный отец» // Paramount Pictures

«2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey), 1968 год

В новаторском фильме Стэнли Кубрика прослеживается путь человечества — от доисторических времён до далёкого будущего, где люди выходят в открытый космос. Центральный символ фильма — загадочный чёрный монолит, который становится проводником эволюции и ключом к пониманию неизведанного.

Картина начинается не в космосе, как можно было бы ожидать, а в глубокой древности. Среди бесплодных пустошей обезьяны борются за выживание, пока однажды не сталкиваются с тем самым таинственным монолитом. Под его влиянием один из приматов поднимает кость — и впервые использует её как оружие. Он подбрасывает кость в воздух — и в следующем кадре появляется спутник на орбите Земли. Один переход соединяет эпохи, служа философским высказыванием на чистом визуальном языке.

Кадр фильма «2001 год: Космическая одиссея» // Stanley Kubrick Productions
Кадр фильма «2001 год: Космическая одиссея» // Stanley Kubrick Productions

«Социальная сеть» (The Social Network), 2010 год

Картина Дэвида Финчера посвящена становлению Facebook* и сложной личности его создателя — Марка Цукерберга (Джесси Айзенберг). Это история гениальности и одиночества, амбиций и предательства, рассказанная на фоне бурного развития цифровой эпохи.

В полутёмном баре Марк и его девушка Эрика (Руни Мара) ведут быстрый и неловкий разговор. Он остроумен, но надменен, она раздражена его поведением и в конце концов уходит. Сцена служит прологом ко всему фильму: Цукерберг не понимает, как устроены чувства других людей, но прекрасно понимает, как устроены алгоритмы. Уже с первой сцены понятно — это фильм не о технологиях, а о человеке, который не умел разговаривать с людьми, но научился говорить со всем миром.

Кадр фильма «Социальная сеть» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Социальная сеть» // Columbia Pictures

*принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России.

«Выживший» (The Revenant), 2015 год

Режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту воссоздаёт историю охотника и следопыта Хью Гласса (Леонардо ДиКаприо), которого оставляют умирать свои же товарищи после нападения медведя. Гласс находит в себе нечеловеческую силу, чтобы пережить боль, холод, одиночество и вернуться — не ради спасения, а ради возмездия.

Картина начинается безмолвными кадрами леса, затянутого утренним туманом. Вдоль берега медленно движутся охотники и всматриваются в воду. Но внезапно идиллия рушится — на них нападают индейцы, стрелы пронзают тела, и начинается хаотичная бойня. Длинные планы, снятые с ручной камеры, погружают в атмосферу ужаса и паники — как будто зритель сам пытается убежать от смерти. В этом лесу нет врагов и союзников, здесь природа не мстит, но и не спасает. Первая сцена — жёсткая и немая увертюра к борьбе за жизнь, где остаётся только одно — выстоять.

Кадр фильма «Выживший» // Regency Enterprises
Кадр фильма «Выживший» // Regency Enterprises

«007: Координаты “Скайфолл”» (Skyfall), 2012 год

Джеймсу Бонду (Дэниэл Крэйг) предстоит не только остановить опасного кибертеррориста Сильву (Хавьер Бардем), но и столкнуться с тенями прошлого, как и с подорванным доверием к своей организации. «Скайфолл» становится историей не только о спасении мира, но и о переоценке роли Бонда в меняющемся мире.

События стремительно разворачиваются с первых минут: залитая кровью квартира, пропавшие данные, мёртвые коллеги. Бонд преследует преступника по крышам, лавирует на мотоцикле между торговыми рядами и дерётся на крыше поезда, который мчится на полной скорости. Каждый кадр — безукоризненно выверен, а в кульминации — М (Джуди Денч) приказывает стрелять, в результате чего Бонд падает с моста в воду. И только после этого зритель видит фирменное вступительное интро фильмов об агенте 007 — больше не как триумф, а как образ падения. Начало не позволяет вздохнуть и сразу ставит под вопрос сам образ героя.

Кадр фильма «007: Координаты “Скайфолл”» // Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр фильма «007: Координаты “Скайфолл”» // Metro-Goldwyn-Mayer

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark), 1981 год

Археолог и искатель приключений Индиана Джонс (Харрисон Форд) ищет Ковчег Завета — реликвию, способную изменить ход истории. На его пути — ловушки, загадки, предательства и нацисты, которые мечтают использовать силу артефакта в военных целях. Это кино — смесь исторического эпоса, комикса и старого доброго духа авантюризма.

В глубине южноамериканских джунглей Инди вместе с проводниками пробирается к древнему храму. Пауки, ямы, копья — каждое движение взвешивается особенно тщательно. Джонс с ходу проявляет хладнокровие, хитрость и уверенность. И, конечно, сцена с гигантским валуном — одна из самых известных в истории кино. Всё сделано как маленькое приключение внутри большого фильма. Даже не зная его имени, зритель уже точно знает — перед ним главный герой.

Кадр фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» // Lucasfilm Ltd.
Кадр фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» // Lucasfilm Ltd.

«Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016 год

Режиссёр Дэмьен Шазелл рассказывает историю любви между джазовым пианистом (Райан Гослинг) и начинающей актрисой (Эмма Стоун), мечтающей пробиться в Голливуде. Их чувства расцветают на фоне кастингов и клубов, растут сквозь болезненные моменты разочарования, а потом сталкиваются с суровой реальностью, где мечта требует жертвы. Это история о красивом и сложном выборе между личным и профессиональным.

Дорога, пробка, полуденное солнце. Вдруг из машин выходят люди — и улица превращается в танцпол. Песня Another Day of Sun превращает скучное утро в феерию: люди танцуют на капотах, бегают по крышам фургонов и поют среди застрявших в пробке автомобилей. Всё снято одним непрерывным кадром, который не отпускает ни на секунду. Вступительная сцена заявляет сразу: кино будет дерзким, энергичным и влюблённым в сам факт существования кино.

Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment
Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner), 1982 год

В антиутопическом Лос-Анджелесе будущего офицер Рик Декард (Харрисон Форд) получает задание найти и уничтожить беглых репликантов — биороботов, превосходящих человека физически, но не обладающих юридическими правами. В процессе охоты он сталкивается с вопросами, на которые сам не готов ответить: где граница между искусственным и настоящим, машиной и человеком?

Фильм открывается мрачным видом на мегаполис: огненные выбросы промышленных труб, кислотный дождь, неон и вечная ночь. Звучит синтезаторный саундтрек Вангелиса — холодный и завораживающий. Камера скользит по урбанистическому аду, а затем зритель оказывается в закрытом помещении, где проводится тест Войта-Кампфа — своеобразный детектор проявления человеческого у репликантов. Тревожный допрос резко прерывается вспышкой насилия. Менее чем за пять минут создаётся целый мир — чужой, пугающий, но невероятно притягательный.

Кадр фильма «Бегущий по лезвию» // The Ladd Company
Кадр фильма «Бегущий по лезвию» // The Ladd Company

«Властелин колец: Братство кольца» (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring), 2001 год

На Средиземье надвигается тьма. Волей случая кольцо абсолютной власти оказывается в руках хоббита по имени Фродо (Элайджа Вуд). Вместе с союзниками он отправляется в путь, чтобы уничтожить его, пока армия зла собирается в Мордоре.

Тихий голос Галадриэль (Кейт Бланшетт) ведёт зрителя через древнюю историю Средиземья: как были созданы Кольца Власти, как Саурон захватил мир и как началась великая битва. Эпическая сцена сражения, в которой эльфы, люди и орки сходятся на склонах Роковой горы, впечатляет размахом и глубиной мира. Миф разворачивается на глазах: кольцо исчезает, но зло не умирает. К моменту, когда начинается основное действие, зритель уже полностью погружён в легенду.

Кадр фильма «Властелин колец: Братство кольца» // New Line Cinema
Кадр фильма «Властелин колец: Братство кольца» // New Line Cinema

Смотреть лучшие зарубежные фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Никогда не надоест: 20 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно
Никогда не надоест: 20 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно
Любимые картины, которые наверняка есть в вашем списке «Не пересмотреть ли ещё раз?».
Идеальное попадание: 10 лучших актёрских дуэтов в истории Голливуда
Идеальное попадание: 10 лучших актёрских дуэтов в истории Голливуда
Любимые актёрские дуэты голливудских фильмов.
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
От Призрака оперы до толкиеновских орков — гениальные гримёры и их творения в подборке Tvigle.
Убийственно красивы: 10 классических фильмов в жанре нуар, которые стоит посмотреть
Убийственно красивы: 10 классических фильмов в жанре нуар, которые стоит посмотреть
Погружаемся в нуарную классику с лучшими представителями жанра.