Не только Pixar и Ghibli: 10 проникновенных европейских мультфильмов для всей семьи

Подборка глубокомысленных, трогательных и необычных мультфильмов, созданных европейскими аниматорами.
23 апреля
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Легенда о волках» // Cartoon Saloon
Кадр фильма «Легенда о волках» // Cartoon Saloon

Когда речь заходит об анимации, первыми на ум приходят знаменитые студии вроде Pixar или Ghibli. Но зря забывают о Европе: здесь уже давно создают яркие, глубокие и визуально завораживающие мультфильмы. Не гонка за технологиями и бюджетами определяет их ценность, а сила образов, насыщенность культурных пластов и уверенность в том, что анимация — язык, понятный всем, вне зависимости от возраста.

Европейские режиссёры подарили произведения, которые находят отклик у зрителей разных поколений — от рукотворных сказок и философских притч до необычных стоп-моушн историй и масштабных мифологических повествований. В этой подборке собраны мультфильмы, которые не просто развлекают, а надолго остаются в памяти.

«Песнь моря» (Song of the Sea), 2014 год

Ирландия.

Младшая сестра Бена Сирша последняя из шелки — мифических существ, живущих в море в облике тюленей и обретающих человеческий облик на суше. После смерти матери брат и сестра вынужденно отправляются в далёкое путешествие, полное древних кельтских легенд, где им предстоит пережить утрату и найти исцеление.

«Песнь моря» — это настоящая поэма о горе, семье и магии ирландского фольклора, нарисованная вручную и напоминающая ожившую картину. Основатель студии Cartoon Saloon Томм Мур создал фильм, в котором каждый кадр — как ожившая миниатюра. За красотой визуального ряда скрываются тонкие эмоции и глубокие смыслы. Мультфильм откликается и детям, и взрослым, ведь в нём есть то самое тепло, которое не требует объяснений. Он не просто радует глаз — он согревает изнутри.

Кадр фильма «Песнь моря» // Cartoon Saloon
Кадр фильма «Песнь моря» // Cartoon Saloon

«Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя» (Ernest et Célestine), 2012 год

Франция/Бельгия.

В поделённом мире, где медведи живут в большом мире, а мыши — под землёй, между ворчливым медведем-музыкантом Эрнестом и мечтающей стать художницей мышкой Селестиной неожиданно завязывается дружба. Их союз нарушает установленные порядки и приводит к трогательному приключению, в котором герои бросают вызов предрассудкам общества.

«Эрнест и Селестина» нарисован в нежных акварельных тонах и дышит теплом. История о том, как важно быть собой и не бояться идти наперекор, звучит просто, но трогает до глубины души. Связь между героями вызывает улыбку и сочувствие, а общее настроение располагает к совместному семейному просмотру. Это кино, которое говорит просто о важном и доказывает: настоящая дружба не знает границ.

Кадр фильма «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя» // StudioCanal
Кадр фильма «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя» // StudioCanal

«Трио из Бельвилля» (Les triplettes de Belleville), 2003 год

Франция/Бельгия.

Внука старушки похищают — он участник «Тур де Франс», а за его головой охотится мафия. На помощь в поисках приходят три колоритные пожилые певицы из эпохи джаза — то самое трио из Бельвилля. Вместе они отправляются в абсурдное и незабываемое путешествие по странному, преувеличенно-гротескному городу.

«Тройняшки из Бельвиля» — это блестящий пример того, как можно рассказывать истории исключительно через образы и ритм. Режиссёр Сильвен Шомэ мастерски соединяет карикатуру, нуар и лёгкую грусть. Джазовая музыка, эксцентричные персонажи и совершенно особенный визуальный стиль делают фильм подлинным шедевром не только европейской, но и мировой анимации. «Тройняшки из Бельвиля» — это, скорее, балет в кадрах, чем привычный мультфильм: не банальное семейное кино, а работа, которую стоит посмотреть хотя бы ради её смелости и художественной силы.

Кадр фильма «Трио из Бельвилля» // Canal+
Кадр фильма «Трио из Бельвилля» // Canal+

«Жизнь Кабачка» (Ma vie de Courgette), 2016 год

Швейцария/Франция.

После смерти матери застенчивый мальчик по прозвищу Кабачок попадает в приют, где живут такие же дети с непростым прошлым. Вместе они делятся пережитым, радуются мелочам, учатся дружить и снова доверять миру.

Каждый персонаж фильма, снятого в технике стоп-моушн, воспринимается по-настоящему живым. При всей серьёзности темы — утрата, травма, путь к исцелению — история звучит сдержанно и бережно, без морализаторства. Простота здесь выражает сложное, а краткость наполнена глубиной. «Жизнь Кабачка» не только трогает до слёз, но и дарит ощущение света, напоминая о важном: даже на руинах можно построить что-то настоящее — и назвать это домом.

Кадр фильма «Жизнь Кабачка» // Rita Productions
Кадр фильма «Жизнь Кабачка» // Rita Productions

«Тайна Келлс» (The Secret of Kells), 2009 год

Ирландия/Франция/Бельгия.

Юный послушник Брендан живёт в монастыре, затерянном среди лесов. Однажды он присоединяется к работе над знаменитой Келлской книгой, и это событие переворачивает всю его жизнь. В волшебных чащах за стенами монастыря его ждут странные существа, опасности и открытия, которые пробуждают в нём смелость и воображение.

«Тайна Келлс» — настоящий визуальный шедевр, вдохновлённый кельтским искусством и фольклором, с уникальным стилем, который не спутаешь ни с одним другим. Анимация будто сплетена вручную — в ней нет ни одного случайного штриха. Зрители постарше оценят в истории силу искусства и знаний, передающихся сквозь века, тогда как младшую аудиторию увлечёт волшебство происходящего.

Кадр фильма «Тайна Келлс»// Cartoon Saloon
Кадр фильма «Тайна Келлс»// Cartoon Saloon

«Кошачья жизнь» (Une vie de chat), 2010 год

Франция.

Чёрный кот Дино живёт двойной жизнью. Днём он ласковый спутник девочки Зои, а ночью — ловкий помощник домушника. Когда Зои случайно оказывается в центре криминального заговора, связанного с её матерью и опасным гангстером, Дино неожиданно становится ключевым участником этой захватывающей истории.

«Кот в Париже» — стильный анимационный детектив, в котором элементы нуара, приключений и семейной драмы сплетены в короткий, но атмосферный рассказ. Художественный стиль отсылает к классике криминального жанра, но при этом остаётся лёгким и понятным даже самым юным зрителям. Картина отлично сохраняет интригу и тонкие эмоции, не упрощая сюжет до примитивного уровня. Это отличный способ познакомить детей с жанром детектива и в то же время — свежий, изобретательный фильм, который понравится и взрослым.

Кадр фильма «Кошачья жизнь» // France 3 Cinema
Кадр фильма «Кошачья жизнь» // France 3 Cinema

«Кирику и колдунья» (Kirikou et la sorcière), 1998 год

Франция.

Кирику появляется на свет в далёкой африканской деревне, умея говорить и ходить с первых минут жизни. Могущественная колдунья Караба наложила проклятие на здешние земли и похитила мужчин деревни, держа в страхе оставшихся жителей. Кирику не готов мириться с угнетением и отправляется в путь, чтобы дать отпор Карабе и раскрыть тайну её темных сил.

Фильм Мишеля Осело основан на западноафриканских сказаниях и удивляет яркой, самобытной визуальной подачей, далёкой от привычных западных канонов анимации. Режиссёр обращается к детям не как к «маленьким зрителям», а как к равным, предлагая погрузиться в сложные темы — смелость, милосердие, свободу выбора — без назидания. Визуальный язык истории живой и насыщенный, а каждая сцена дышит традициями. Перед зрителем не фантазия, а настоящее возвращение к корням — в лучших смыслах этого слова.

Кадр фильма «Кирику и колдунья» // France 3
Кадр фильма «Кирику и колдунья» // France 3

«Маленький принц» (Le petit prince), 2015 год

Франция.

Вольная интерпретация знаменитой повести Антуана де Сент-Экзюпери соединяет две линии: оригинальную сказку о Маленьком принце и современную историю девочки, которую строгая мать готовит к «правильному» будущему. Всё меняется, когда девочка знакомится с пожилым соседом-авиатором, и чужие воспоминания открывают ей другой мир — с чудесами, фантазией и внутренней свободой.

Создатели искусно переплетают покадровую анимацию с компьютерной графикой и превращают классический сюжет в размышление о взрослении, детстве и свободе духа. Это не пересказ, а попытка ещё больше раскрыть идеи Сент-Экзюпери, сделать их живыми здесь и сейчас. Картина обращается к тем уголкам души, куда редко заглядывают современные мультфильмы, поэтому и дети, и взрослые находят в этой истории не ностальгию, а тёплую опору.

Кадр фильма «Маленький принц» // Method Animation
Кадр фильма «Маленький принц» // Method Animation

«Легенда о волках» (WolfWalkers), 2020 год

Ирландия/Люксембург.

События происходят в Ирландии XVII века. Робин — дочь охотника, которому поручено уничтожить последних волков в округе. Но в лесу девочка встречает Мэб — дикую, свободную и владеющую удивительной способностью превращаться в волка. Эта встреча переворачивает взгляды Робин: хищник больше не воспринимается врагом, а приказы ставятся под сомнения.

«Легенда о волках» — одна из самых сильных работ студии Cartoon Saloon, в которой сочетаются мифология, история и экологический манифест. Анимация в акварельной манере выполнена вручную, и каждая сцена здесь будто дышит и движется в одном ритме с реальной природой. За сказочным фасадом — разговор о свободе, границах и способности слышать и принимать других. Такой мультфильм не развлекает, а ведёт к осмыслению и доказывает, что рисованное кино по-прежнему способно громко заявить о себе.

Кадр фильма «Легенда о волках» // Cartoon Saloon
Кадр фильма «Легенда о волках» // Cartoon Saloon

«Аврил и поддельный мир» (Avril et le monde truqué), 2015 год

Франция/Бельгия.

В альтернативном Париже, где научный прогресс застопорился из-за таинственного исчезновения учёных, юная Аврил вместе с говорящим котом Дарвином отправляется на поиски пропавших родителей. Их маршрут пролегает сквозь тайны и заговоры, способные изменить не только судьбу Аврил, но и будущее человечества.

«Аврил и поддельный мир» — оригинальное и дерзкое сочетание стимпанка, научной фантастики, приключений и иронии. Яркий графический стиль в духе французских комиксов и продуманный мир делают фильм одинаково интересным как подросткам, так и взрослым. Он берёт от классической французской анимации лёгкость, но при этом предлагает сюжет с интригами и неочевидными загадками. Это редкий пример анимации, которая не уступает игровому кино по уровню идей и фантазии.

Кадр фильма «Аврил и поддельный мир» // StudioCanal
Кадр фильма «Аврил и поддельный мир» // StudioCanal

Смотреть лучшие мультфильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Никогда не надоест: 20 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно
Никогда не надоест: 20 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно
Любимые картины, которые наверняка есть в вашем списке «Не пересмотреть ли ещё раз?».
10 героев любимых сериалов, которые прошли впечатляющий путь трансформации
10 героев любимых сериалов, которые прошли впечатляющий путь трансформации
Уолтера Уайта, Рика Граймса и Майкла Скотта объединяет одно: все они претерпевают крутые изменения по ходу своих историй.
Кроссоверы, которые всех поразили: 13 увлекательных фильмов, объединяющих вселенные
Кроссоверы, которые всех поразили: 13 увлекательных фильмов, объединяющих вселенные
Подборка лент, где пересекаются знаменитые герои, миры и события.
От Эйзенштейна до TikTok: как монтаж формирует киноязык
От Эйзенштейна до TikTok: как монтаж формирует киноязык
Разбираемся в роли монтажёра при создании кино, отталкиваясь от самых наглядных примеров.