
Когда речь заходит об анимации для взрослых, первыми в голову приходят «Рик и Морти», «Конь БоДжек» и «Гриффины». Но за пределами широко известных проектов существует богатый, разнообразный и часто недооценённый мир мультсериалов, которые так же экспериментируют с формой, стилем и повествованием. Собрали подборку неочевидных анимационных сериалов для взрослых: умных, смелых, местами странных, но всегда запоминающихся. Каждый из них по-своему расширяет границы анимации не только визуально, но и нарративно, увлекательно рассказывая о тревогах, нелепостях и опыте взрослой жизни.
«Отмена» (Undone), 2019—2022 годы
Молодая женщина Альма попадает в автокатастрофу и неожиданно обретает способность управлять временем. С помощью новой силы она пытается выяснить правду о загадочной смерти отца и всё больше теряет связь с реальностью. Сериал сочетает научную фантастику, психологическую драму и чёрный юмор, используя уникальную ротоскопическую анимацию.
«Отмена» — это почти философская медитация о горе, самоощущении и восприятии времени, обёрнутая в сюжет о путешествиях между мирами. Анимация здесь — не просто форма, а часть языка: зыбкая, как само повествование, а каждый кадр — будто создан в полусне. Подобные проекты в анимации появляются редко, и это тот случай, когда авторский взгляд и жанровая оболочка сосуществуют на равных правах.

«Полночные откровения» (The Midnight Gospel), 2020 год
Ведущий космического шоу Клэнси путешествует между мирами и разговаривает с обитателями разных вселенных — как раз в тот момент, когда их реальности вот-вот сгинут в огне апокалипсиса. Каждый эпизод — это философская беседа о жизни, смерти, зависимости и смысле бытия, наложенная на безумную визуальную феерию.
«Полночные откровения» — сериал не для фона. Он требует полной включённости: яркие, сюрреалистичные сцены идут параллельно с серьёзными разговорами, и внимание нужно удерживать между двумя слоями. Сериал представляет собой нечто среднее между анимацией и подкастом, непринуждённо подталкивая зрителя пересмотреть взгляды на важные вещи. Странное, эмоциональное и умное — шоу, которое легко недооценить, но едва ли возможно забыть.

«Первобытный» (Primal), 2019—… годы
Пещерный человек и динозавр становятся союзниками в беспощадном доисторическом мире, полном опасностей и дикости. В сериале нет диалогов — только звуки, мимика, действия и молчание. И этого оказывается более чем достаточно, чтобы показать историю, наполненную эмоциями, насилием и почти поэтической красотой.
Создатель мультсериала Генндий Тартаковский полностью полагается на визуальное повествование, поэтому «Первобытный» говорит со зрителем не языком реплик, а через ритм, образ, цвет. Каждая серия — это мини-спектакль о борьбе и утрате. Анимация здесь сравнима с поэзией: она не объясняет, а заставляет прочувствовать происходящее. Сериал служит доказательством того, что анимация для взрослых может быть мощной без единого слова — если за ней стоят смелые художественные решения.

«С Значит Семья» (F Is for Family), 2015—2021 годы
Сюжет разворачивается в 1970-е годы. Фрэнк Мёрфи — ворчливый ветеран войны, который пытается удержаться на работе, прокормить семью и не сойти с ума в мире, где всё летит в сторону безумия. Сериал исследует будни американского среднего класса — с его страхами, усталостью и разочарованием жизнью.
Созданный при участии комика Билла Бёрра сериал предлагает не просто грубоватые шутки, а честный и иногда болезненный взгляд на семейную жизнь. Вместо банальных каламбуров — сцены, знакомые каждому, кто вырос в обычной семье: усталость, нереализованные мечты, мелкие обиды и редкие вспышки взаимопонимания. Здесь своего рода анимационный аналог «Клана Сопрано»: без мафии, но с тем же напряжением повседневной жизни. Если цените комедию с характером и без купюр — вам сюда.

«Тука и Берти» (Tuca & Bertie), 2019—2022 годы
Тука — шумная, импульсивная туканша, Берти — тревожная и застенчивая певчая птичка. Вместе они как могут разбираются с тем, что зовётся взрослой жизнью: ищут себя, стараются сохранить дружбу и разобраться, что значит быть женщиной в мире, где всё зыбко и неопределённо. Мир, в котором они живут, не подчиняется законам логики — дома двигаются, предметы разговаривают, а эмоции обретают форму, — словно само пространство подстраивается под их психоэмоциональное состояние.
На первый взгляд «Туку и Берти» можно принять за идейное продолжение «Коня БоДжека», но на деле это совершенно самостоятельная работа — более дерзкая, хаотичная и личная. Создательница Лиза Ханауолт находит баланс между визуальной анархией и темами, которые редко поднимают в анимации: травматический опыт, ментальное здоровье, тревожность, социальное давление. Она раскрывает темы с ярким визуальным размахом, превращая тревоги героинь в живую пластичную архитектуру. Под слоем визуального безумия скрывается нежная и точная история о женской хрупкости и стойкости. Здесь странность служит смыслу, а не добавлена ради самого факта странности.

«Самурай Джек» (Samurai Jack), 2001—2017 годы
5 сезон.
Спустя более десяти лет после завершения оригинального сериала Джек вернулся в финальном сезоне, который стал мрачнее, кровавее и глубже. Прежний герой — теперь постаревший, измученный и одержимый чувством вины. Он всё так же сражается с Аку, но теперь в мире, где всё разрушено, а веру приходится добывать с боем. Но надежда всё ещё теплится в Джеке, пусть и под толстым слоем отчаяния.
Пятый сезон «Самурая Джека» — не просто продолжение, а осмысленное завершение истории, которая повзрослела вместе со зрителем. Эпизодичность уступила место цельной драматургии, а сюжет теперь разворачивается медленно и напряжённо, углубляясь в душевные сломы и внутренние битвы героя. В повествовании стало больше психологических оттенков, внутренней борьбы, оправданного насилия и морализма. Это редкий пример продолжения, которое не играет на ностальгии, а стремится к художественной целостности и росту. Сомневались, что анимация может быть высоким искусством? Финальный сезон «Самурая Джека» развеет любые сомнения.

«Король Звёздный король» (King Star King), 2013—2023 годы
Преследуемый галлюцинациями варвар с другой планеты подрабатывает уборщиком в забегаловке, парящей где-то за пределами логики и здравого смысла. Его зовут Король Звёздный король — и он не столько живёт, сколько буйствует: сражается с абсурдными врагами, теряет и вновь обретает сверхспособности, и всё это в мире, где царит неоновая грязь, насилие и дикий сюр.
Это шоу — взрывной коктейль пародии, психоделики и откровенного трэша, доведённого до гротеска. Автор Дж. Дж. Виллар создаёт нарочито безвкусный, агрессивный и провокационный мир, в котором нарушаются все возможные правила, а жанровые клише подвергаются хулиганскому переосмыслению. Сериал не для всех — но если по душе сюрреалистический юмор и тотальный отказ от здравого смысла, вам сюда. Мультсериал не просто ломает рамки — он их уничтожает и танцует на обломках с ухмылкой на лице.

«Байки из турне» (Tales from the Tour Bus), 2017—2018 годы
Майк Джадж, автор «Царя горы» и «Кремниевой долины», приглашает погрузиться в хаос за кулисами музыкальных туров звёзд кантри, фанка и рока. В каждой серии звучат подлинные голоса участников событий — от музыкантов до их техников, — а на экране разворачиваются анимационные версии самых безумных историй: пьяные драки, побеги, сцены с огнестрелом и прочие гастрольные сумасбродства. Всё это подано с нарочитой невозмутимостью, которая только подчёркивает абсурдность происходящего.
Сериал соединяет документальный подход с авторской анимацией и звучит как байка в прокуренном баре — грубоватая, смешная, порой жуткая, но всегда настоящя. Тут нет места глянцу или гламурным образам. Истории вроде той, где Джерри Ли Льюис чуть не пристрелил басиста, подаются не как скандал, а как анекдот из бурной молодости. Простая графика не отвлекает от рассказов, а наоборот — подчёркивает их живость. Любителям музыки и закулисных историй — сюда: всё это происходило на самом деле, и вдвойне интереснее видеть, как реальность превращается в анимацию.

«Тюряга» (Superjail!), 2007—2014 годы
Добро пожаловать в супертюрьму — учреждение с нестабильными пространственными законами, которым управляет безумный начальник, любитель превращать казни в нечто вроде абстрактного искусства. Здесь каждый эпизод заканчивается кровавым, сюрреалистичным финалом, в котором всё — буквально — разносится в клочья.
Если представить, что персонажи Looney Tunes прошли через мясорубку «Заводного апельсина», то получится «Тюряга» — психоделический кошмар, собранный из мельчайших деталей. Анимация захлёстывает — яркая, многослойная, с бешеным темпом. И создатели, что иронично, не пытаются ничего объяснять: зрителя сразу бросают в водоворот жестокости, безумия и чёрного юмора. За наигранным трэшем скрываются выпады в сторону системы — сатирические, хлёсткие и отчаянные. Смотреть тяжело, местами неприятно, но невозможно не поддаться гипнозу этого хаоса.

«Бердгёрл» (Birdgirl), 2021 год
После смерти отца Джуди становится главой крупной корпорации. Днём она — генеральный директор, ночью — супергероиня Бердгёрл. Сериал унаследовал абсурд от мультсериала «Харви Бердмэн, адвокат», но выбрал другой путь: вместо суда — офис, вместо юридических казусов — корпоративное безумие.
Перед зрителем лихая сатира на корпоративный мир, выгорание и личностный кризис в мире, где даже супергерой не сможет спастись от офисной рутины. Джуди вечно на взводе, а вокруг — кавардак, где нет времени ни на отдых, ни на самоанализ. Анимация динамична, а шутки — плотные и многослойные, так что многое раскрывается только при повторном просмотре. Визуальный язык живой и подвижный, как и сама героиня, мечущаяся между совещаниями и супергеройскими миссиями. Тем, кто устал от офисной рутины, сериал напомнит, что абсурд — порой лучший способ рассказать правду.

Смотреть мультфильмы для взрослых можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!