Кинословарь: голландский угол

Выясняем, почему сила — в диагонали и откуда взялся самый опасный приём киноязыка.
01 декабря 23
Анастасия Бертолло
разборы Кинословарь

Что ещё за голландский угол, спросите вы? Тот, под которым сыр нарезают? Нет, мы предельно серьёзны. Голландский угол — это то, что заставляет вас переживать при просмотре фильма. Это одно из самых выразительных визуальных средств киноязыка. Это способ без слов сказать «что-то не так». Это мощный и эффектный приём, с которым, однако, легко переборщить. Так всё же, что это?

Голландский угол. Разбираемся в идее

Голландский угол (Dutch angle) — это кадр, который получается при наклоне камеры набок, как бы диагональный кадр. Как правило, для этого требуется дополнительное устройство Dutch head, или штативная голова. С её помощью камеру можно поворачивать и создавать необходимый ракурс. 

Лучшие всего эффективность голландского угла демонстрирует фильм Спайка Ли «Делай как надо» (1989). В раскалённом от летней жары Нью-Йорке у населения активно плавится мозг и расстраиваются нервы. Агрессивность измученных горожан растёт не по дням, а по часам. В результате ламповая маленькая пиццерия «У Сэла» и становится настоящим полем боя. Давайте сравним первые кадры сцены. Сначала мы видим оживлённое обсуждение в совершенно стандартном среднем плане.

Начало сцены в фильме «Делай как надо»
Начало сцены в фильме «Делай как надо»

Затем входят Баггин Аут и Радио Рахим, у которых назрел конфликт с владельцем заведения Сэлом (Дэнни Айелло). Как только парни оказываются перед камерой, мы понимаем, что сейчас что-то будет. Почему? Да потому что их появление снято с помощью экстремального голландского угла, на резком контрасте с предыдущим кадром. Мы видим персонажей при агрессивном наклоне и понимаем, что назад пути уже не будет. Конфликт неминуемо разгорится, причём прямо сейчас. А эти ребята, Баггин Аут и Радио, настроены решительно. Как, впрочем, и Сэл. 

Голландский угол в фильме «Делай как надо»
Голландский угол в фильме «Делай как надо»

С помощью голландского угла Спайк Ли намеренно обрушил линию перспективы. Это было сделано, чтобы показать безумие, потерю контроля над ситуацией, искажение восприятия. Таким образом, Спайк Ли погружает в хаос и героев фильма, и зрителей. Всё получилось не менее мощно, чем у изобретателей этого эффектного приёма. Именно к ним мы сейчас и вернёмся.

Порождение тьмы

Вакханалия-диагоналия в фильме «Кабинет доктора Калигари»
Вакханалия-диагоналия в фильме «Кабинет доктора Калигари»

Голландский угол придумали не в Голландии. На самом деле, эффект диагонали начали использовать немцы вскоре после окончания Первой мировой войны, в богемном и одновременно страдающем от нищеты Берлине 1920-х. В обществе бурлили соответствующие настроения, социальная неудовлетворённость росла в геометрической прогрессии. Берлинские художники нашли идеальный способ изобразить рухнувший мир и полную бессмыслицу — через смещение перспективы. Классическим примером является знаменитый «Кабинет доктора Калигари» (1920) Роберта Вине. Герои этого экспрессионистского шедевра обитают среди острых углов и ломаных линий, в совершенно искажённом пространстве. Будто в кошмарном сне. 

Здесь, в маленьком немецком городке происходит череда загадочных убийств как раз в то время, когда со своим необычным представлением выступает некто доктор Калигари (Вернер Краусс). Он показывает публике человека-сомнамбулу Чезаре, (Конрад Фейдт) который, пребывая во сне, повинуется всем приказам доктора. Францу, главному герою фильма, эта парочка кажется подозрительной… Художники-постановщики фильма соорудили впечатляющие, ни на что не похожие декорации, создающие эффект искажённого сознания. Чего стоит одна только сцена похищения девушки, в которой Чезаре блуждает по крышам с совершенно аномальным наклоном.

Так почему же угол не называют «немецким»? Видимо, где-то на полпути слово Deutsch («немецкий») трансформировалось в Dutch («голландский») в результате простой оговорки. Да так и закрепилось в профессиональных кругах. Дело в том, что с усилением фашистского режима в Германии многие деятели искусств, в том числе кинематографисты, перебрались в Голливуд. И привезли экспрессионистские техники с собой.

Орсон Уэллс в фильме «Третий человек»
Орсон Уэллс в фильме «Третий человек»

Изобретательность немецких киношников высоко оценили представители американского шоу-бизнеса. Именно киноэкспрессионизму 1920-х мы обязаны появлением фильмов-нуар. Нуар (французское noir, то есть «чёрный») — это триллеры, детективы и психологические драмы с характерной мрачной атмосферой и часто шокирующей сюжетной развязкой. И здесь жанр вновь стал отражением настроений в обществе, теперь в Америке 40-50-х. Естественно, тягучему «ночному» фильму с пропавшими персонажами, роковыми красавицами и физически ощутимым саспенсом нужен был максимально выразительный ракурс. Голландский угол создавал то самое ощущение тревоги, всеобщего недоверия, а также дезориентации главного героя.

Преследование в фильме «Третий человек»
Преследование в фильме «Третий человек»

Классическим примером фильма-нуар является «Третий человек» (1949) Кэрола Рида, британский детектив с элементами триллера. Это история о Холли Мартинсе, американском писателе бульварных романов, который расследует загадочную гибель своего давнего приятеля Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Чем больше он узнаёт о жизни друга, тем сильнее начинает сомневаться в реальности происходящего и даже собственной адекватности. Кульминационный момент с появлением злодея снят с использованием голландского угла, чтобы передать шок, испытанный многострадальным Мартинсом. Всё, в чём он был уверен, рухнуло. Для него в мире больше не осталось ничего стабильного, надёжного. Кроме того, этот приём акцентирует внимание на отрицательном персонаже — так подчеркиваются его беспринципность и извращённые представления о жизни. Символично, что в финале злодея преследуют в канализации, где он пытается укрыться, подобно крысе.

Высокое напряжение

Кадры из фильмов Терри Гиллиама «Бразилия», «12 обезьян», «Страна приливов», «Король-рыбак»
Кадры из фильмов Терри Гиллиама «Бразилия», «12 обезьян», «Страна приливов», «Король-рыбак»

С середины 1950-х угас интерес к нуару (временно), но не к голландскому углу. Его любили и любят использовать режиссёры, славящиеся гротескным, сугубо эмоциальным, часто вычурным стилем. Так, человеческий портрет под голландским углом стал визитной карточкой Терри Гиллиама. Вспомните кадры из психушки с героями Брюса Уиллиса и Брэда Питта в «12 обезьянах» (1995), зловещий финальный эпизод «Бразилии» (1985), приключения Джелизы-Розы в «Стране приливов» (2005)... Сюжет этих картин строится вокруг столкновения героя с безумием системы, общества или же собственной нестабильностью. Уход от реальности и искажение восприятия режиссёр любит передавать динамично, с помощью не только выразительного угла, но и характерных крупных планов, которые позволяют нам проникнуть в пошатнувшийся мир героев.

Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Культовый бэд-трип-роуд-муви Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) так вообще наполнен голландскими углами до краёв. Что, в этом случае, совершенно оправданно. Ведь снятый по биографическому роману Хантера Томпсона фильм рассказывает о поездке главного героя и его одиозного адвоката, которая превращается в одну сплошную галлюцинацию. Герои Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо всю дорогу упарываются разнообразными веществами и переживают красочные приключения, одно бредовее другого. Сталкиваются с красочными персонажами, один бредовее другого. Как же ещё снимать эту злую сатиру на общество и нравы, если не с помощью голландского угла?! Ведь перед глазами Рауля Дюка и доктора Гонзо проплывает вереница бессмысленных образов и странных трансформаций. Сквозь которое проглядывает нелицеприятная картина реальности — политической, культурной, социальной. Словно реальная жизнь — это тот же бэд трип.

Кадры из фильма «Миссия невыполнима»
Кадры из фильма «Миссия невыполнима»

Голландский угол также часто можно встретить в экшн-фильмах, и в таком случае он используется, чтобы подчеркнуть напряжённость сцены и показать переломный момент. Как это происходит в боевике Брайана Де Пальмы «Миссия невыполнима» (1996). Спецагент Итан Хант (Том Круз) теряет всех коллег в провальной операции. Когда опустошённый герой приходит на встречу с начальником в ресторан, в процессе разговора он осознаёт, что операцию специально подстроили таким образом. По поведению и оговоркам Китриджа, Итан понимает, что теперь он и есть цель: именно на него, Ханта, всё и повесят. В этот самый момент осознания нам показывают лицо героя крупным планом с голландским углом, чтобы усилить драматизм сцены и придать ей динамичности.

Лучшее — враг хорошего

Фильм «Поле битвы: Земля» в буквальном смысле покатился по наклонной
Фильм «Поле битвы: Земля» в буквальном смысле покатился по наклонной

Всему своё время и место — это совершенно точно можно сказать и про использование голландского угла. Злоупотребление этим простым, но эффектным приёмом может запросто превратить фильм в посмешище. Так, например, случилось с амбициозным проектом «Поле битвы: Земля» (2000), снятым по мотивам романа Л. Рона Хаббарда. Того самого, что сайентологию учредил. Но беда здесь даже не в сюжете, а в том, что минимум 90% фильма снято именно с голландского угла. Таким образом режиссёр Роджер Кристиан намеревался сделать «Поле битвы» похожим на комиксы. Результатом стала картина, способная вызвать у впечатлительного зрителя визуальный запор. Кадры, которые должны были смотреться стильно и круто, из-за неоправданного пафоса выглядят смехотворно. Ведь голландский угол — это сигнал зрителю приготовиться, насторожиться. Здесь же самые нейтральные эпизоды тоже сняты с динамичного ракурса. Как если бы вам говорили: «Вот сейчас, вот сейчас, сейчас будет…», — а вы бы только беспомощно спрашивали: «Да что будет-то?».

Кадр из фильма «Тор»
Кадр из фильма «Тор»

Голландский угол и правда часто ассоциируют с крутизной героев или событий. Особенно модно стало добавлять этот приём для солидности, чтобы придать по факту проседающему сюжету молодецкий размах. Например, в блокбастере Кеннета Браны «Тор» (2011) скандинавского бога грома изгоняют на Землю за гордыню и заносчивость. В нашем мире Тор встречается с перманентно восторженной Джейн Фостер (Натали Портман), астрофизиком. Джейн и её друзья, тоже учёные, помогают Тору вернуться домой в Асгард. Сделать так, чтобы вот это вот всё выглядело убедительно в кадре, достаточно сложно. Поэтому создатели попытались хотя бы визуально усилить некоторые сцены, добавив им драматизма, пускай и непрошенного. Допрос Тора агентом Щ.И.Т.а, поиск моста Биврёст, встреча с друзьями из Асгарда — всё это решено было снять через голландский угол. Приём не даёт ответы на сюжетные нестыковки, но усиливает эпизоды как высказывания, делает их истовыми и напористыми. Грубая сила, да. Ну а как иначе поступить? Впрочем, если вы хотите серьёзного к себе отношения, уважайте разрушительную силу голландского угла. Это оружие может сыграть с вами злую шутку.

Читайте также
Выкрутить звук на полную: 12 оглушительно крутых сериалов про музыкантов и индустрию
Выкрутить звук на полную: 12 оглушительно крутых сериалов про музыкантов и индустрию
Сериалы про людей, что живут хип-хопом, поп-музыкой и классикой.
Белиссимо! 20 потрясающих итальянских фильмов последних 20 лет
Белиссимо! 20 потрясающих итальянских фильмов последних 20 лет
Подборка лучших картин из Италии за прошедшие два десятилетия.
От Нью-Йорка до Берлина: в каких местах снимали культовые фильмы?
От Нью-Йорка до Берлина: в каких местах снимали культовые фильмы?
Идём по следу съёмочных мест любимых картин.
А что со вкусом? Известные фильмы, поделившие критиков и зрителей на два лагеря
А что со вкусом? Известные фильмы, поделившие критиков и зрителей на два лагеря
Что считают шедеврами критики, но ненавидят зрители, и наоборот?