Плуты, хулиганы и боги обмана: почему мы так любим трикстеров в кино

Локи, Джек Воробей и Остап Бендер — в материале Tvigle.
31 октября
Анастасия Бертолло
разборы
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие “Чёрной жемчужины”»
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие “Чёрной жемчужины”»

Кому-то достаётся роль героя, кому-то — злодея. А вот трикстеры выбирают третье: устроить хаос и веселиться! Эти харизматичные нарушители правил умеют обманывать, очаровывать и менять весь сюжет, даже если появляются в кадре на пять минут. Мы вспомнили самых ярких трикстеров из кино и сериалов — тех, кто живёт по своим законам и делает мир чуть менее предсказуемым.

Архетип и символ: кто такой трикстер?

— Вы самый жалкий из всех пиратов, о которых я слышал.— Но вы обо мне слышали!
«Пираты Карибского моря: Проклятие “Чёрной жемчужины”»

В мифологии трикстер — посредник между мирами, нарушитель границ, который смеётся над богами и людьми. В кино он выполняет ту же роль: высмеивает систему, подталкивает героев к действию и заставляет зрителей увидеть реальность под новым углом. За внешним весельем, как правило, скрывается важная функция — провокация. Через обман, хитрость и иронию трикстер разоблачает лицемерие общества и напоминает: всё может быть иначе.

Архетип трикстера — один из самых древних и многослойных в мировой культуре. Его корни уходят в самые глубины мифологии: Локи у скандинавов, Койот у индейцев Северной Америки, Гермес у древних эллинов. Все они обладали сходными чертами — хитростью, коварным обаянием и способностью нарушать божественные законы без страха перед последствиями.

Кроули с интересом помогает Винчестерам | Кадр из сериала «Сверхъестественное»
Кроули с интересом помогает Винчестерам | Кадр из сериала «Сверхъестественное»

С точки зрения мифопоэтики, трикстер — это не злодей и не герой, а фигура, существующая между мирами. Он разрушает границы, соединяет противоположности, смешивает сакральное и профанное, святое и смешное. В мифах он может воровать у богов, нарушать табу, наводить хаос — но этот хаос, парадоксально, часто несёт обновление.

Карл Густав Юнг рассматривал трикстера как один из базовых архетипов коллективного бессознательного. Он писал, что этот образ отражает «теневую сторону» человека — первобытную энергию, не признающую мораль, но необходимую для внутреннего равновесия. Трикстер пробуждает в нас то, что вытеснено социальными условностями — спонтанность, страсть, тягу к свободе.

В кино этот архетип стал универсальным языком протеста. Он воплощает сопротивление нормам — культурным, социальным, жанровым. Каждый трикстер на экране, будь то Локи, Джек Воробей или Джокер, становится не просто персонажем, а символом вечного человеческого стремления нарушить правила, чтобы родилось нечто новое.

Локи, киновселенная Marvel

Том Хиддлстон в сериале «Локи»
Том Хиддлстон в сериале «Локи»

Бог обмана и первый проказник Асгарда. Локи всегда знает, как превратить любую трагедию в спектакль — желательно с ним в главной роли. Мастер манипуляций и переодеваний, он то спасает мир, то рушит его ради собственного удовольствия. И всё равно мы его любим: слишком уж обаятельный этот злодей с комплексом младшего брата.

Локи — архетипический трикстер в чистом виде. Вечный пройдоха и мастер интриги, он живёт на границе добра и зла. В отличие от протагонистов Marvel, Локи действует из любопытства и жажды признания, а не ради спасения мира. Его хаос — это способ существовать, форма самовыражения. Конечно, в интерпретации КВМ этот скандинавский бог в исполнении Тома Хиддлстона упрощён до безобразия. Что вполне естественно, ведь такой герой должен быть понятен целевой аудитории фильма.

Поэтому марвеловский Локи порой скатывается до откровенного нытья и прокалывается на ровном месте. Создатели франшизы сделали ставку на внешнюю стать Хиддлстона и контраст между братом-трикстером и братом-громовержцем. Тем не менее, Локи от Marvel умудрился стать одним из самых любимых персонажей вселенной: зритель узнаёт в нём себя — того, кто устал быть «правильным». Того, кто умён, язвителен и вечно ищет баланс между разрушением и свободой. Того, кто может спасти мир, но при этом и спектакли про себя посмотреть совсем не против. Уплетая между делом виноград.

Капитан Джек Воробей, франшиза «Пираты Карибского моря»

Джонни Депп в фильме «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»
Джонни Депп в фильме «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

«Капитан Джек Воробей, если угодно!» — и этого достаточно, чтобы понять: перед нами легенда. Он хитёр, ленив, неотразим и абсолютно непредсказуем. Джек вечно выбирается из безвыходных ситуаций с помощью фирменного нахальства и бутылки рома. Настоящий трикстер семи морей и единственный пират, которого законопослушные герои слушают, открыв рот.

Роль харизматичного пирата с ужимками рокера сделала Джонни Деппа иконой миллионов зрителей по всему миру. Его Джек Воробей — трикстер эпохи барокко. Он живёт по принципу «главное — не попасться», и каждый его поступок — смесь театрального абсурда и интуитивной мудрости. Джек не герой и не злодей, он — хаос, который разрушает порядок, но не прочь и посозидать, лишь бы было интересно 

Секрет его обаяния прост: в мире, где каждый играет роль, Джек остаётся самим собой — флиртуя с судьбой и смеясь в лицо смерти. Даже, когда Элизабет предаёт его, чтобы спасти остальную команду, разудалый герой оценивающе улыбается, ведь его честно перехитрили. Его любовь к свободе заразительна, и именно поэтому он стал одним из любимейших трикстеров массового кино.

Битлджус, «Битлджус» (1988)

Майкл Китон в фильме «Битлджус»
Майкл Китон в фильме «Битлджус»

Когда ты призрак с чувством юмора похлеще, чем у стендап-комика, скучать в загробном мире не приходится. Битлджус обожает пугать живых и устраивать кавардак в любой реальности. Его харизма представляет собой смесь чёрного юмора, эксцентричности и лёгкой озабоченности. Главное — не произносите его имя трижды. Ну или произносите, если готовы к веселью.

Роль хитрого «био-экзорциста» в черной комедии 1988 года стала прорывной для Майкла Китона. Актёр, загримированный до неузнаваемости, все экранное время травит небылицы, сыплет идиотскими шутками и вообще всячески резвится, серьёзно смахивая на оживший вечный двигатель. После такого выступления сложно поверить, что полоумного Битлджуса и брутального Бэтмена сыграл один и тот же человек.

Тим Бёртон подарил нам панк-версию архетипического шута. Битлджус — воплощение анархии, которая не только разрушает, но ещё и высмеивает смерть, рутину и человеческую серьёзность. Он буквально вторгается в чужую реальность, чтобы встряхнуть мир живых. За его гротескной внешностью и чёрным юмором скрывается важная идея: жизнь (и смерть) — театр, и мы все в нём актёры. Просто Битлджус лучше всех знает, как играть свою роль.

Демоны Кроули, «Сверхъестественное» и «Благие знамения»

Дэвид Теннант в сериале «Благие знамения»
Дэвид Теннант в сериале «Благие знамения»

Два Кроули, два шедевра трикстерской породы. Изначально Кроули — очаровательный дьявол в солнцезащитных очках, слушающий Queen и спасающий мир от Апокалипсиса. Терри Пратчетт и Нил Гейман назвали своего персонажа «Благих знамений» в честь оккультиста Алистера Кроули. Дэвид Теннант в сериале 2019 года играет дьявола с душой эстета, который по итогу любит человечество больше, чем многие люди. Его Кроули близок концепции Геймана, он служит примером того, как трикстер может стать мостом между светом и тьмой. Он не разрушает мир, он его оберегает, просто делает это… по-своему.

Марк Шеппард в сериале «Сверхъестественное»
Марк Шеппард в сериале «Сверхъестественное»
Они сожгли мой дом. Сожрали моего портного!
Кроули о демонах, «Сверхъестественное»

При этом демон по имени Кроули появился на телевидении десятью годами раньше «Благих знамений». Только это был совершенно иной искуситель, а именно: циничный демон-торгаш сериала «Сверхъестественное», который заключает сделки с ангелами, не теряя чувства юмора. Благодаря харизматичному Марку Шеппарду этот персонаж стал любимцем фанатов, той самой «перчинкой», которая выгодно оттенила идеалистов из Команды свободной воли. Позже актёра добавили в основной каст сериала. Сибарит Кроули в его исполнении стал мастером афер, сарказма и стиля. Он носит Армани, пьёт дорогой виски и заковыристые коктейли, а на досуге дрессирует своих адских пёсиков. Среди которых, кстати, есть Джульетта.

Румпельштильцхен, «Однажды в сказке»

Роберт Карлайл в сериале «Однажды в сказке»
Роберт Карлайл в сериале «Однажды в сказке»

Он знает цену каждой волшебной сделке и умеет превращать добро в зло, а зло… в нечто очаровательно сложное. Румпельштильцхен — воплощение фразы «ничего не даётся даром». С ним никогда не ясно, за кого он сейчас, задумал он доброе дело или интригу. Но точно ясно: без него сказка была бы скучнее. Ведь этот проказник в исполнении Роберта Карлайла умеет нравиться и быть привлекательным даже несмотря на свою зловещую внешность.

Обаятельный герой Карлайла без сомнения является одним из сложнейших, исключительно многослойных трикстеров телеэкрана. Он одновременно манипулятор, учитель и трагический герой. Его сделки всегда имеют цену, но и смысл — ведь он не просто искушает, а проверяет героев на стойкость. Румпельштильцхен  суть воплощение идеи, что обман может быть испытанием, а зло — зеркалом добра. И в этом смысле он куда ближе к Локи, чем кажется на первый взгляд.

Тирион Ланнистер, «Игра престолов»

Питер Динклэйдж в сериале «Игра престолов»
Питер Динклэйдж в сериале «Игра престолов»

«Это моя работа: пить и всё знать». Тирион — не просто шутник, а стратег и философ. Он использует остроумие как оружие, носит сарказм как броню. В мире, где побеждают мечом, он побеждает словом. И, пожалуй, именно он — самый человечный из всех, кто играл в «Игру престолов». Вот почему зрителям так нравится этот персонаж. Ну и ещё потому, что Питер Динклэйдж одарил своего героя просто убийственным обаянием. 

Тирион — трикстер без магии, но зато со смекалкой и самоиронией. В мире, где власть держится на крови и страхе, Тирион побеждает интеллектом. Он служит редким примером трикстера-гуманиста: не разрушает ради удовольствия, а разоблачает ложь, чтобы вернуть людям человечность. И именно поэтому зрители простили ему всё, даже принадлежность к самому ненавидимому дому Вестероса.

Маска, «Маска» (1994)

Джим Керри в фильме «Маска»
Джим Керри в фильме «Маска»
Сейчас я вам тут устрою ПОЛНЫЙ техосмотр!!!
Маска

Когда скромный клерк надевает зелёную маску скандинавского бога Локи, в нём пробуждается торнадо из харизмы, танцев и анархии. Внутренний хаос главного героя вырывается наружу в виде безумного, яркого, неуёмного воплощения жизни без ограничений. Зеленолицый шалун в исполнении Джима Керри буквально превращает хаос в искусство. Его Маска являет себя диким, обаятельным и совершенно неуправляемым трикстером.

Маска Джима Керри — это метафора освобождения. Однако истинная свобода не означает вседозволенность, поэтому здесь герою предстоит прислушаться к своему внутреннему озорнику, при этом не идя у него на поводу. Ведь раскрепоститься и уйти в разгул не есть одно и то же. Что блестяще демонстрирует Джим Керри, оставляя своего героя, банковского клерка Стэнли Ипкисса, осмелевшим, но всё же сохранившим принципы.

Коровьев и Кот Бегемот, «Мастер и Маргарита»

Александр Абдулов и Александр Баширов в мини-сериале «Мастер и Маргарита»
Александр Абдулов и Александр Баширов в мини-сериале «Мастер и Маргарита»

Дуэт, достойный самого Воланда. Демоническая свита повелителя Тьмы не только развлекает своего господина, как шуты развлекали королей. Как истинные трикстеры, эти двое высмеивают людские пороки, разыгрывают гордецов и лицемеров. Однако они способны испытывать симпатию к достойным, хотя и не принимают ничьей стороны. Коровьев и Бегемот превращают московскую реальность в абсурдный бал, где деньги исчезают, головы летают, а публика получает возможность увидеть себя со стороны без купюр — во всех смыслах. 

Булгаковские трикстеры — не просто шуты, а философы абсурда. Вспомните парочку Абдулов-Баширов (+ гротескная плюшевая версия Бегемота) из мини-сериала Владимира Бортко. Динамичный дуэт, работающий слаженно и с хорошей химией. Эти двое ломают реальность с изяществом конферансье, превращая советскую Москву в цирк, где каждый получает заслуженное. Через смех, магию и хаос они делают то, что не под силу никому: возвращают справедливость. Их проделки — не безумие, а метод. И именно в этом суть трикстерства по Булгакову.

Остап Бендер, «12 стульев» и «Золотой телёнок»

Сергей Юрский в фильме «Золотой телёнок»
Сергей Юрский в фильме «Золотой телёнок»

Великий комбинатор, человек, способный продать даже идею о счастье. Остап — гений аферы, артист и психолог в одном лице. Он любит деньги, но ещё больше любит игру. Герой романов Ильфа и Петрова заброшен в мир, где он не мог не стать мошенником. И свои аферы он проворачивает с таким шиком, что зритель не может не восхищаться этим пройдохой. Особенно, когда его изображают Сергей Юрский или Андрей Миронов.

Остап Бендер — человек, который всегда на шаг впереди. Великий комбинатор не просто охотится за богатством, но превращает любую аферу в настоящее искусство. Его проницательность сочетается с блестящим умом и врождённым обаянием. В чёрно-белом «Золотом телёнке» типажный Юрский играючи устраивает перформанс из очередной махинации, ведь в этом его жизненная философия. На фоне менее расторопных спутников Остап неизменно оказывается центром притяжения — будь то для читателя, зрителя или случайной жертвы очередной комбинации.

Савелий Крамаров и Андрей Миронов в мини-сериале «Двенадцать стульев»
Савелий Крамаров и Андрей Миронов в мини-сериале «Двенадцать стульев»

В театрализованном мини-сериале Марка Захарова Бендер подчёркнуто трагичен. Да, он герой не своего времени, застрявший в мире коммуналок, сомнительных знакомств и вечного прозябания. В этих мрачноватых декорациях мироновский ловкач-мечтатель действует почти как герой справедливости, пусть и не ставя перед собой подобных целей. В этом парадоксальном сочетании шарлатана и романтика есть что-то берущее за душу: мошенник Бендер выглядит человечнее и адекватнее многих персонажей, которых ему приходится обманывать. И именно поэтому ему навсегда обеспечено место в пантеоне самых ярких персонажей русскоязычного кино.

Трикстер, «Сверхъестественное»

Ричард Спейт мл. в сериале «Сверхъестественное»
Ричард Спейт мл. в сериале «Сверхъестественное»

Кто этот озорной мужчина? Во время одного из своих расследований братья Винчестеры встречают ушлого типа, который словно играет с ними в любимую телевикторину. Это озорник, или трикстер в искрометном исполнении Ричарда Спейта мл., вылитого Локи. Его таинственный герой разыгрывает самодовольных и неприятных личностей, совершенно не заботясь о последствиях. Он меняет правила игры, жанры и реальность по настроению. То устраивает Сэму и Дину День сурка, то заталкивает братьев по другую сторону телеэкрана.

Этот так называемый «Локи» есть идеальная иллюстрация мифологического плута: его проделки могут раздражать, но именно они заставляют героев расти и переосмысливать собственные ценности. Однако и сам плут не может избежать развития отношений с персонажами сериала. Как и все трикстеры, он любит мир людей и земные удовольствия и совершенно не готов с ними расстаться. И, как Локи из Марвел и собрату по сериалу Кроули, ему приходится так или иначе принимать судьбоносные решения. Чью же сторону примет сладкоежка и гедонист? И как этого проказника зовут на самом деле? 

Джокер, фильмы DC

Хит Леджер в фильме «Тёмный рыцарь»
Хит Леджер в фильме «Тёмный рыцарь»

Наверное, нет более культового антигероя комиксов, чем Джокер в исполнении Хита Леджера. Он давно перешёл границы фильма, превратившись в икону поп-культуры, карнавальную маску, цитату, а порой и тревожный символ разрушения системы. С точки зрения мифологии, Джокер — классический трикстер, воплощение хаоса и абсурда. В разных культурах этот архетип представлен по-разному: в африканских и индейских мифах трикстер — обманщик, бунтарь, разрушитель старых порядков во имя создания новых. Именно в этом и кроется природа Джокера: он — не злодей в привычном смысле, а живой катализатор безумия и перемен.

В фильме Кристофера Нолана Джокер уходит от открыточного безумия Джека Николсона. Хит Леджер создал не просто злодея, а зеркало, отражающее безумие общества, где порядок держится лишь на хрупких договорённостях. Таким образом актёр проложил дорогу для Хоакина Феникса и его будущего Джокера. Леджеровский герой сам отказывается от человеческой идентичности — шрамы, грим, меняющиеся истории о происхождении. У Джокера нет жажды денег, власти или мести. Он не ведёт переговоров, потому что ему нечего желать. Он заставляет протагониста — Бэтмена — ступить во тьму, нарушить собственные принципы и превратиться из защитника в надзирателя.

Старичок-Боровичок, «Морозко» (1964)

Галина Борисова в фильме «Морозко»
Галина Борисова в фильме «Морозко»
Колдую помаленьку. Да только скучно мне…
Старичок-Боровичок, «Морозко»

Помните смешного дедушку с грибной шляпкой в одной из любимейших советских сказок? Это Старичок-Боровичок, озорной лесной дух, который награждает за добрые поступки и наказывает за гордыню. Вполне себе трикстер, который живёт по принципу: «Хочешь подарок от судьбы — сначала докажи, что ты его достоин». Он отмечает молодецкую удаль Ивана в битве, но в ответ получает насмешки и неблагодарность. Как упустить такую возможность проучить нахала? Боровичок одаривает красавца Ивана медвежьей мордой, которая исчезнет лишь когда заносчивый герой прокачает свой внутренний мир.

Забавно, что одного из самых запоминающихся проказников советского кино сыграла 14-летняя актриса Галина Борисова. Для картины её переозвучил Михаил Яншин, а на съёмочной площадке Борисову загримировали до неузнаваемости. Так благодаря общему вкладу актёров, гримёров и художников по костюмам мы получили самобытного персонажа, который и сегодня приводит в восторг зрителей всех возрастов.

О. Ж. Грант, «Трасса 60» (2002)

Гари Олдман в фильме «Трасса 60»
Гари Олдман в фильме «Трасса 60»

Он насмешлив, непредсказуем и, кажется, получает искреннее удовольствие, ставя людей в нелепые ситуации. Но стоит присмотреться и за этим весёлым безумием проступает замысел. Проделки О. Ж. Гранта вовсе не случайны. Каждое испытание, каждая абсурдная встреча на загадочной «трассе 60» выстраиваются в точный маршрут самопознания.

Так, главный герой Нил (Джеймс Марсден), стоящий перед выбором между безопасной карьерой юриста и риском следовать за своим настоящим призванием, отправляется в путь по несуществующей трассе 60. Символично: этой дороги нет на карте, как нет и готового маршрута к себе. К концу фильма Нил оказывается на перекрёстке — буквальном и метафорическом. Грант не спасает и не наставляет, но его проказы делают своё дело: герой находит смелость выбрать подлинный путь, тот самый, что «не существует» до тех пор, пока не сделаешь первый шаг.

Хитрая ухмылка Гари Олдмана стала визитной карточкой этой остроумной комедийной притчи. Его персонаж, загадочный О. Ж. Грант, сопровождает Нила в поисках судьбы и испытывает принципы наивного парня на прочность. Параллельно раздавая по заслугам колоритным персонажам, встречающимся на их пути. Но за этим стоит не злость, а метод. Грант заставляет героев сбросить маски, выйти из зоны комфорта и наконец встретиться лицом к лицу с собой. Он не даёт прямых ответов, не указывает путь, а лишь создаёт цепочку «случайностей», которые на деле оказываются судьбоносными.

Почему трикстеры нам так нужны

В современном кино трикстер разрушает привычное, чтобы открыть новое. Локи, Джек Воробей, Тирион и Остап Бендер — все они напоминают нам: истина рождается не в порядке, а в столкновении противоположностей. Трикстеры по своей природе — настоящее удовольствие для зрителя. Они не совсем злодеи, но и до святых им далеко. Часто именно они становятся неожиданными союзниками героев, а иногда — главной причиной, по которой сюжет внезапно срывается с тормозов. Их непредсказуемость делает истории живыми, а повороты по-настоящему захватывающими.

Трикстеры обворожительны, умны и бесконечно изобретательны, но их же самоуверенность и тяга к хаосу нередко приводят к падению. И всё же именно в этом их магия. Они рушат привычные рамки, переворачивают устоявшийся порядок и заставляют нас смотреть на мир по-новому. Какими бы ни были их мотивы, трикстеры всегда держат нас в напряжении — и именно за это мы их обожаем. Ведь кто ещё способен так эффектно навести хаос… и при этом подарить столько удовольствия от просмотра?

Смотрите голливудские фильмы в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Грани таланта: вдохновляющие фильмы о хореографии и дисциплине
Грани таланта: вдохновляющие фильмы о хореографии и дисциплине
Истории о преодолении и большой работе над собой.
Спасение утопающих: как предотвратить сценарии известных фильмов-катастроф в реальности?
Спасение утопающих: как предотвратить сценарии известных фильмов-катастроф в реальности?
Вспоминаем фильмы-катастрофы и прикидываем, как избежать жуткого сценария в жизни.
Уязвимая сила и непоколебимая слабость: 20 фильмов с разрушением гендерных стереотипов
Уязвимая сила и непоколебимая слабость: 20 фильмов с разрушением гендерных стереотипов
Фильмы о женщинах, командующих армиями, и мужчинах, растящих детей.
Притягательно опасные: 10 красивых фильмов в духе «Дракулы» Люка Бессона
Притягательно опасные: 10 красивых фильмов в духе «Дракулы» Люка Бессона
Завораживающие картины о чувствах, от которых перехватит дыхание.