Лос-Анджелес привык к катастрофам. Землетрясения, засухи, наводнения — всё это часть жизни в южной Калифорнии. Но именно пожары стали настоящим бичом в том числе для Голливуда, который часто страдает от бушующих огненных штормов. Огонь не просто уничтожает декорации и киностудии, но и оставляет серьёзные раны на экономике «фабрики грёз». Что же теперь ожидает голливудскую киноиндустрию и стоит ли волноваться? Tvigle разбирается.
Огненная угроза
Пожары в Лос-Анджелесе не редкость, но в последние годы они становятся всё более интенсивными. Изменение климата, экстремальная жара и засухи создают идеальные условия для распространения огня. Последние крупные лесные пожары — такие как «Вулси» в 2018 году, «Бобкэт» в 2020 году и недавние вспышки в 2023 году — нанесли существенный ущерб не только жилым районам, но и Голливуду.
Студии, расположенные в окрестностях Лос-Анджелеса, не раз оказывались в опасности. Например, пожар «Вулси» охватил территорию Paramount Ranch, использовавшуюся для съёмок вестернов. В результате огонь уничтожил исторические декорации, включая площадки для сериала «Мир Дикого Запада». Проблема не только в потере локаций — каждый такой пожар отбрасывает проекты назад на месяцы, а то и годы.
Вот и 2025 год начался для Лос-Анджелеса с потрясений. 7 января появились первые сообщения о пожарах, охвативших территорию Пасифик-Палисейдс и угрожающе быстро распространяющихся дальше: Малибу, Алтадина… Мир стал свидетелем апокалиптической картины: роскошные виллы кинозвёзд обьяты пламенем, людей срочно эвакуируют в лагеря для пострадавших. Погибло не менее 29 человек. По данным Калифорнийского департамента лесного хозяйства и пожарной охраны, с начала года в штате произошло порядка 400 пожаров, которые уничтожили более 50 тысяч акров земли.
Во время тушения пожарные бригады столкнулись с нехваткой воды в гидрантах и администрации сразу же припомнили до сих пор закрытое водохранилище Санта-Инез. Впрочем, эксперты отмечают, что даже избыток воды не спас бы Палисейдс, так как огонь распространялся очень быстро. Причины возгораний, как всегда, многообразны: засуха, сильные ветра и, конечно же, человеческий фактор. Некоторые конспирологи, впрочем, уже успели обвинить во всём политических активистов вплоть до сочувствующих Палестине. Но давайте будем реалистами: скорее всего, виной всему банальное изменение климата и неосторожное обращение с огнём.
Помимо глобального потепления и располагающей к возгораниям местности (климат, заросли сухого кустарника) свою лепту внесла плотная застройка территории. Люди продвигаются всё глубже в заросли чапараля, не расчищая площадки вокруг своих новых жилищ, и, соответственно, селясь в максимально пожароопасной обстановке. Да ещё и в домах, не отличающихся огнестойкостью — очень мягко говоря. К сожалению, это относится и к архитектурным памятникам американского модерна, и к более бюджетному жилью рядовых калифорнийцев. Обе категории построек понесли значительные потери в последних пожарах, от чего комьюнити Лос-Анджелеса оправится ещё не скоро.
Звёзды без домов?
Весь мир облетела фотография Бена Аффлека, беспомощно наблюдающего, как горит улица, на которой он жил. Актёр сидел в машине и, кажется, не мог поверить своим глазам. Его дом, в отличие от многих, не пострадал, но Аффлеку пришлось срочно искать убежище. Впрочем, это ещё везение. Десятки голливудских звёзд потеряли свои дома, успев лишь экстренно эвакуироваться. А кто-то вообще в это время находился в отъезде и узнал, что его жилище горит, из новостных выпусков. Дома потеряли Пэрис Хилтон, Энтони Хопкинс, Джефф Бриджес, Мэнди Мур и прочие. Разумеется, у большинства из них есть другая недвижимость, так что без крыши над головой селебрити не останутся — в отличие от многих простых граждан.
Я совершенно опустошена, люди столькое потеряли. Просто нет слов
Стоит отметить, что сами звёзды вспоминают в своих публичных высказываниях других пострадавших и массово жертвуют деньги на помощь в волонтёрские организации. Так, Бейонсе отправила 2,5 миллиона долларов в свежеорганизованный Лос-Анджелесский фонд помощи при пожарах. Голливуд традиционно участвует в обсуждении экологических проблем. После очередных катастроф многие знаменитости выразили поддержку пострадавшим, пожертвовали солидные денежные суммы и призвали к изменениям в экологической стратегии США. К соболезнованиям жертвам пожаров присоединились такие компании, как Disney, Netflix и Paramount. Здесь американское общество проявило похвальное единодушие: для помощи погорельцам были быстро организованы центры размещения и пункты, куда люди приносили продукты и вещи, а многие устроились волонтёрами.
Леонардо ДиКаприо, известный своими экологическими инициативами, регулярно жертвует миллионы долларов на восстановление природы после пожаров. Его фонд Earth Alliance помог восстановить пострадавшие районы Калифорнии в 2018 году и продолжает поддерживать проекты по борьбе с изменением климата. Многие звёзды, как Марк Руффало, помогают открыть пункты помощи, где каждый может взять, что ему необходимо. А Дженнифер Гарнер организовывает доставку еды из ресторанов, чтобы покормить пожарных и эвакуированных жителей Лос-Анджелеса.
Тем временем локейшн-менеджеры и художники по декорациями подбивают солидную базу всех зданий местности, которые когда-либо показывались в фильмах. Если такой дом пострадал от пожаров, владельцу помогут получить за него страховые выплаты. В базу уже внесены 50 домов. К несчастью, многие памятные постройки и локации утеряны безвозвратно. Так, полностью уничтожен исторический парк имени Уилла Роджерса, в котором снимали «Ловушку для родителей» (1998) с Линдси Лохан. Сильно пострадала школа Palisades Charter High, на территории которой снимались хоррор «Кэрри» (1976) и комедия «Чумовая пятница» (2001). Некоторые декорации, годами использовавшиеся для создания знаменитых фильмов и сериалов, буквально превратились в пепел.
Что касается работников киноиндустрии — сценаристов, художников, гримёров и прочих — проживание в Лос-Анджелесе усложнилось для людей, не имеющих звёздного статуса. Рынок жилья наводнили потенциальные арендаторы, переместившиеся ближе к центру из-за пожаров и тем самым вызвавшие повышение цен. У Стивена Морица, лос-анджелесского агента по недвижимости, уже 50 клиентов потеряли недвижимость. Он упоминает один из случаев, когда дом, до пожара сданный в аренду за 7500 долларов, получил несколько предложений за удвоенную цену. В итоге договор аренды был подписан за 8100 долларов в месяц. Жилищный кризис усугубляют домовладельцы Пасифик-Палисейдс и Алтадины, получающие чеки от страховщиков на временное жильё по стоимости их ПРЕЖНЕЙ собственности. Как мы видим, всё не так просто.
В то же время постоянным жителям Лос-Анджелеса не привыкать к пожарам. Это тяжёлое испытание, но апокалиптический настрой характерен скорее для нас, смотрящих на ситуацию со стороны. Знаменитости уже выбирают себе новые дома, а власти решают вопрос с организацией помощи пострадавшим, а также с поддержкой кинопроизводства. Так, губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом разработал план спасения калифорнийской индустрии кино через повышение налоговых льгот. Теперь предоставляемая производствам сумма вырастет с 330 до 750 миллионов долларов ежегодно. Некоторые представители индустрии призывают также расширить категорию проектов, которым положены такие льготы. К примеру, включить туда реалити-шоу.
Крупные кинокомпании берут на себя жилищные расходы своих работников. Например, Боб Айгер, глава совета директоров Disney (тоже прошедший через эвакуацию), проследил, чтобы потерявшие жильё сотрудники компании были обеспечены полностью обустроенным бесплатным жильём на первые два месяца. Те, кому потребуются одежда и обувь, смогут воспользоваться студийным гардеробом. Мистер Айгер сохраняет позитивный настрой: «Я хочу, чтобы люди знали, что компания заботится о них. Сейчас у нас всех тяжёлый период, но вместе мы это преодолеем».
Переносить или не переносить
Если пожары угрожают студиям, съёмки прекращаются или переносятся в другие локации. Это, разумеется, приводит к определённым убыткам. Так, в 2020 году из-за пожара «Бобкэт» пришлось временно закрыть Warner Bros. Studios и перенести производство нескольких крупных фильмов. Огненные катастрофы приводят к удорожанию страховок для студий. Кинокомпании вынуждены закладывать дополнительные миллионы долларов в бюджеты, чтобы покрыть возможные убытки от пожаров. Даже если огонь не уничтожает декорации, он приносит смог и плохое качество воздуха, что делает работу на площадках опасной для актёров и съёмочной группы.
Все волнуются, что индустрия, какой мы её знаем, восстановится лишь через 5-10 лет, и это очень грустно. Надеюсь, всё не пойдёт под откос из-за того, через что мы сейчас проходим
Особенно тяжело приходится независимым проектам. Крупные кинокомпании обычно приобретают страховку для ряда картин по более низким ценам — это удобно страховщикам, которые распределяют риски по проектам на разные периоды. Независимое кино такой роскоши себе позволить не может: там тратят примерно 2% бюджета на страховые расходы, так что цена для них повышается.
И всё же, потери серьёзны, но не критичны. Общий финансовый ущерб от пожаров 2025 года составил около 350 миллионов долларов, не включая территории Алтадины, захваченные пожаром «Итон», а также некоторые отдельные строения. А вот на кинопроизводство, как оказалось, пожары повлияли меньше. На данный момент известно лишь о двух замороженных проектах. Это ремейк психологического триллера 90-х «Рука, качающая колыбель» и третий «Аватар». Согласитесь, вряд ли за них стоит волноваться.
Другое дело — общественная реакция. Казалось, после первого шока в Голливуде так и не пришли к единому мнению, каким должен быть подобающий ответ на произошедшее. Церемонию вручения премии «Оскар» в итоге перенесли на 2 марта. Съёмки сериала HBO «Хитрости» были временно остановлены, но вскоре возобновились, несмотря на потерю одной из главных локаций в огне. Премьеры таких фильмов как «Снова в деле» и «Быть лучше: история Робби Уильямса» были перенесены, однако некоторый неуклюжий промоушн при этом продолжался. Посреди призывов сплотиться и бодро справиться с неурядицами Стивен Кинг заявил, что оскаровскую церемонию-2025 нужно отменить и соблюсти траур: «Не буду голосовать на «Оскаре» в этом году. ИМХО, его нужно отменить. Никакого блеска, пока Лос-Анджелес горит». К слову, сам писатель проживает в штате Мэн.
* * * *
Речь идёт о достижении уровня конкурентоспособности с другими юрисдикциями. У Лос-Анджелеса есть то, чего нет у других: лучшие команды и продюсеры в мире. У нас есть вся инфраструктура, так что нужно лишь приблизить бюджеты, чтобы появился аргумент снимать именно здесь
С одной стороны, по киносообществу Лос-Анджелеса ползут не самые приятные слухи об оттоке кадров: сначала ковид, затем забастовки, теперь пожары. Вкупе с высокими ценами на недвижимость (на 70% больше, чем в других частях страны) многие рассматривают для себя другие хабы как альтернативу подорожавшей «фабрике грёз». Мол, что если нам всем переехать и дружно трудиться в Джорджии? Там и цены адекватные, и производство налажено. Это представляет некоторую угрозу для Голливуда в его нынешнем виде.
В то же время, отложенные проекты возобновляют работу, а церемонии всё же проходят, пусть и в более поздние даты. История показывает, что индустрия умеет справляться даже с самыми сложными вызовами. Некоторые, конечно, будут утверждать, что пожары — это часть «глобального заговора» против киноиндустрии. Мол, кто-то очень не хочет, чтобы мы увидели новый фильм про супергероев. Но давайте будем честны: даже если заговор существует, Голливуд уже снял об этом десятки фильмов.
К тому же, климат меняется, и даже Лос-Анджелесу придётся под это подстраиваться. Поддерживать экологические инициативы, строить огнестойкие жилища и расчищать прилегающую к домам территорию. Местные работодатели и общество в целом уже доказали, что способны проявлять эмпатию и работать сообща. Что-что, а выживать и видоизменяться эта индустрия умеет. Так что, пока конспирологи строят свои теории, киностудии уже работают над новыми проектами. Что касается переезда: перемены неизбежны, но они могут быть и к лучшему. Где бы не находилась и как бы не трансформировалась «фабрика грёз», ее сердце, огонь амбиций и дерзания, останется прежним. Не верите? Поживём — увидим.