Перегнать Голливуд: как Китай и Индия покоряют мировую киноиндустрию

Разбираемся в успехах китайских и индийских фильмов.
19 февраля
Ангелина Гура
Голливуд
Кадр фильма «Дангал» // Walt Disney Company India
Кадр фильма «Дангал» // Walt Disney Company India

Голливуд долгое время оставался лидером мировой киноиндустрии, но Китай и Индия все активнее бросают ему вызов и с каждым годом заметнее меняют расклад сил. Китайский кинопрокат уже обогнал американский, что стало возможным благодаря поддержке государства, кассовым хитам и жёстким ограничениям на иностранные фильмы. Индийская киноиндустрия ежегодно выпускает больше фильмов, чем любая другая страна, а её ленты всё чаще завоевывают мировое признание. Голливуд по-прежнему лидирует в сфере дистрибуции и франшиз, но цензура в Китае и культурные предпочтения в Индии сужают его влияние. Сегодня мировая киноиндустрия становится все более разнообразной и многополярной, предлагая зрителям широкий выбор того, что посмотреть в кино или на стриминг-сервисах.

Расцвет китайской киноиндустрии

Китайский кассовый бум и влияние на Голливуд

За последние два десятилетия китайская киноиндустрия превратилась в один из ключевых центров мирового кинопроизводства, которая бросила вызов давнему доминированию Голливуда. Быстрый экономический рост, увеличение численности среднего класса и рост интереса к национальному кино привели к рекордным кассовым сборам, изменившим баланс сил в глобальной киноиндустрии.

Долгое время Соединённые Штаты оставались крупнейшим кинорынком мира, но в 2020 году Китай впервые превзошёл США по кассовым сборам. Огромное население и растущая популярность кино привели к тому, что в 2021 году продажи билетов в Китае достигли 7,3 миллиарда долларов, и это несмотря на пандемию.

В отличие от Голливуда, который получает значительную часть доходов на международных рынках, китайская индустрия делает ставку на внутреннего зрителя. Крупные города, такие как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, оснащены сотнями современных кинотеатров, что обеспечивает постоянный рост кассовых сборов.

Кадр фильма «Война волков 2» // Deng Feng International Media
Кадр фильма «Война волков 2» // Deng Feng International Media

Голливудская зависимость от китайского зрителя

С увеличением кассовых сборов в Китае голливудские студии стали активно адаптировать свои фильмы под китайскую аудиторию. Блокбастеры «Мстители: Финал» (Avengers: Endgame), «Форсаж 9» (F9) и «Аватар: Путь воды» (Avatar: The Way of Water) заработали значительную часть мирового бокс-офиса именно в китайских кинотеатрах. В стремлении соответствовать требованиям китайских регуляторов Голливуд начал вносить изменения в сценарии и персонажей, чтобы избежать цензуры и получить доступ к китайскому рынку.

Однако такая зависимость от Китая несёт определённые риски. Ежегодно китайские власти ограничивают количество допущенных к прокату зарубежных фильмов, вынуждая голливудские студии конкурировать за право получить релиз на желанном рынке. Местная индустрия работает под строгим контролем государства, которое определяет, какие фильмы получат массовый прокат. Коммунистическая партия Китая использует кино как инструмент для продвижения идеологии и ограничения влияния западной культуры. Кроме того, политика цензуры часто становится препятствием: многие западные фильмы редактируют или вовсе запрещают, что создаёт нестабильность для голливудских производителей.

Одним из главных барьеров для Голливуда остаётся система квот, ограничивающая число зарубежных фильмов, допускаемых к прокату. В настоящее время в кинотеатрах Китая разрешено показывать лишь 34 иностранных фильма в год. Некоторые западные картины выходят в прокат по системе фиксированного выкупа, когда студии получают единовременный платёж, а не процент от кассовых сборов. Эта система направлена на поддержку отечественного кинопроизводства, гарантируя, что китайские фильмы будут доминировать в прокате. Чтобы обойти ограничения, некоторые голливудские студии заключают партнёрства с китайскими кинокомпаниями, что позволяет их фильмам выходить без учёта квоты.

Кадр фильма «Блуждающая Земля» // China Film Group Corporation
Кадр фильма «Блуждающая Земля» // China Film Group Corporation

Цензура и её влияние на кинопроизводство

Цензура играет ключевую роль в формировании китайского кино. Запрещены темы, связанные с политическим инакомыслием, избыточным насилием, мистическими элементами, историческими событиями, трактуемыми в неприемлемом для властей ключе, однополыми отношениями и им подобным. Западные студии часто заранее адаптируют свои фильмы под китайские стандарты. К примеру, в «Докторе Стрэндже» (Doctor Strange) изменили происхождение Древней и убрали отсылки к Тибету, а в «Топ Ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick) удалили флаги Тайваня и Японии с куртки главного героя.

В то же время китайским режиссёрам дают карт-бланш на создание фильмов, продвигающих национальные ценности и героизм. Такой подход привёл к росту популярности патриотического кино, в котором страну показывают сильной и непобедимой державой. Пока Голливуд сталкивается с ограничениями на китайском рынке, местные фильмы показывают стремительный рост популярности, зачастую обходя западные блокбастеры в прокате. К примеру, военный боевик с националистическим подтекстом «Война волков 2» (Zhan lang 2) собрал 874 млн долларов, а эпическая картина о Корейской войне «Битва на озере» (Zhang jin hu) — 902 млн долларов. Оба фильма подтверждают, что Китай делает ставку на патриотическое кино, которое находит отклик у тех зрителей, что гордятся своей страной.

Инвестиции в технологии и спецэффекты

Китайские студии активно вкладывают средства в CGI, визуальные эффекты и технологические новшества, чтобы выйти на уровень Голливуда. Примером вложений и желания догнать западных коллег служит «Блуждающая Земля» (Liu lang di qiu) 2019 года — научно-фантастический блокбастер, вдохновлённый западными фильмами-катастрофами. Кроме того, сотрудничество с международными студиями, специализирующимися на VFX, позволяет китайским кинематографистам достигать высочайшего уровня качества. В результате на рынке появляются масштабные проекты, способные конкурировать с голливудскими хитами как в технологическом плане, так и по зрелищности.

Кадр фильма «Нэчжа побеждает Царя драконов» //  Coco Cartoon
Кадр фильма «Нэчжа побеждает Царя драконов» // Coco Cartoon

Подъём китайской киноиндустрии знаменует собой новую эру в мировом кинематографе. Благодаря огромной аудитории, поддержке государства и растущим инвестициям в производство Китай постепенно становится одним из главных конкурентов Голливуда. Хотя ограничения для западных фильмов и жёсткая цензура создают преграды для международных студий, Китай успешно развивается в рамках собственной системы и создаёт рекордные кассовые хиты. Примером служит недавняя анимационная лента «Нэчжа побеждает Царя драконов» (Ne zha zhi mo tong nao hai), которая за три недели проката в Китае заработала свыше 1,6 млрд долларов и стала самым кассовым мультфильмом в истории. Картине прогнозируют итоговые сборы в районе 2 млрд долларов, что приблизит её к кассовым хитам «Аватару» и «Титанику», стоящих во главе списка самых кассовых фильмов в истории.

Голливуд вынужден адаптироваться к изменениям на мировом кинорынке, балансируя между творческой свободой и требованиями крупнейшего игрока индустрии. Сможет ли Китай добиться такого же уровня глобального культурного влияния, как Голливуд, — вопрос остаётся открытым. Однако ясно одно: мир внимательно следит за стремительным развитием китайского кинематографа.

Влияние Индии на мировую киноиндустрию

Болливуд и его региональные конкуренты: масштаб индийского кинопроизводства

Крупнейшая в мире по количеству выпускаемых фильмов индийская киноиндустрия значительно опережает Голливуд и другие международные кинокомпании. Хотя Болливуд остаётся самым известным брендом индийского кино, огромную роль играют и региональные индустрии: Толливуд (телугу), Колливуд (тамильский), Молливуд (малаялам) и Сандалвуд (каннада). Эти отрасли не только развивают национальный кинематограф, но и укрепляют культурное многообразие страны.

В отличие от Голливуда, сосредоточенного в Лос-Анджелесе, индийская киноиндустрия охватывает разные регионы и создаёт фильмы на разных языках: хинди, телугу, тамильском, бенгальском, малаялам и многих других. Такой подход позволяет охватить широкую аудиторию и учитывать её языковые и культурные предпочтения, делая индийский кинематограф одним из самых разнообразных в мире. Расположенный в Мумбаи Болливуд — символ коммерческого кино Индии, которое предлагает зрителям высокобюджетные фильмы с яркими музыкальными номерами, сложными хореографическими сценами и динамичным повествованием. В то же время кино на тамильском языке и языке телугу переживает беспрецедентный рост, а картины «Бахубали: Начало» (Bãhubali: The Beginning) и «RRR: Рядом ревёт революция» (RRR) изменили восприятие мирового сообщества на индийские фильмы.

В среднем в Индии ежегодно создают более 2000 фильмов, тогда как в Голливуде — около 600. Такой высокий уровень производства объясняется не только численностью населения, но и наличием мощных региональных кинорынков. Индийские фильмы востребованы не только в кинотеатрах, но и на телевидении, а также на стриминговых платформах, что способствует постоянному росту индустрии.

Кадр фильма «Бахубали: Начало» // Arka Media Works
Кадр фильма «Бахубали: Начало» // Arka Media Works

Мировая популярность индийского кино

Хотя долгое время индийские фильмы были ориентированы в первую очередь на внутренний рынок, в последние годы они приобретают всё больше международного признания, завоёвывая зрителей в Западной Европе, США, Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Некоторые индийские фильмы не просто стали кассовыми хитами, но и изменили представление о национальном кинематографе за пределами страны. Уже упомянутый «RRR» получил премию «Оскар» за лучшую оригинальную песню, а «Бахубали» произвёл революцию в индийском кино с уровнем визуальных эффектов, сопоставимых с голливудскими. Также стоит упомянуть биографическую спортивную драму «Дангал» (Dangal), которая неожиданно собрала почти 200 млн долларов в Китае. 

Появление и развитие стриминговых платформ Netflix, Amazon Prime Video и Disney+ значительно расширило аудиторию индийского кино. Теперь зрители по всему миру могут смотреть болливудские фильмы и картины других регионов с субтитрами или дубляжом, что делает их более доступными. Огромный успех сериалов «Сакральные игры» (Sacred Games), «Преступный мир» (Paatal Lok) и «Семьянин» (The Family Man) доказал, что Индия может предложить мировому зрителю не только традиционные мюзиклы, но и высококачественные криминальные драмы, политические триллеры и фантастические истории.

Кадр фильма «Дангал» // Walt Disney Company India
Кадр фильма «Дангал» // Walt Disney Company India

Почему Голливуд не может завоевать индийский рынок

Несмотря на глобальное влияние, Голливуду сложно конкурировать с индийским кино в самой Индии. Доля Голливуда в индийском прокате остаётся небольшой — около 10–15% в год. Даже крупные франшизы, такие как «Мстители» и «Форсаж», собирают кассу в мегаполисах, но уступают индийским фильмам в сельских районах. Причин тому несколько: языковой барьер, структура кинопроката и различие культур.

Индийские зрители предпочитают смотреть кино на родных языках. Хотя многие западные фильмы дублируются, они зачастую не вызывают той же эмоциональной связи, что и местные картины. Также в Индии популярны как мультиплексы, так и традиционные кинотеатры с одним залом, где преобладают местные фильмы, что ограничивает доступ Голливуда к зрителям. Голливудские фильмы, как правило, следуют более сдержанному и реалистичному повествованию, в то время как индийские зрители привыкли к насыщенным сюжетам, включающим песни, танцы и надрывно драматические моменты.

Индийские фильмы традиционно акцентируют внимание на семейных ценностях, сильных эмоциях и музыкальном сопровождении. В отличие от Голливуда, где мюзиклы занимают небольшую нишу, в Индии песни и танцы — неотъемлемая часть кинематографа, создающая уникальную и понятную местным атмосферу. Даже когда голливудские картины становятся популярными в Индии, их успех часто связан с адаптацией под местный рынок — дублированием на хинди, тамильский или телугу, а также включением индийских культурных отсылок в маркетинговые кампании.

Кадр фильма «Сакральные игры» // Netflix
Кадр фильма «Сакральные игры» // Netflix

Индийская киноиндустрия — это не просто крупнейший производитель фильмов в мире, но и одна из самых динамично развивающихся отраслей. Благодаря возрастающему международному признанию и активному развитию стриминговых сервисов индийское кино давно вышло за пределы национального рынка и стало заметным игроком на мировой арене. Голливуду пока не удаётся конкурировать с индийским кино внутри страны, поскольку местные фильмы глубже отражают культурные традиции, эмоции и предпочтения зрителей. Однако с ростом международного сотрудничества, появлением новых жанров и увеличением бюджета влияние Индии на мировую киноиндустрию будет только расти.

Смотреть лучшие фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
За пределами Голливуда: 15 неанглоязычных сериалов, ставших глобальным феноменом
За пределами Голливуда: 15 неанглоязычных сериалов, ставших глобальным феноменом
Популярные и интригующие шоу из разных уголков мира, которые стоит посмотреть прямо сейчас
10 признанных индийских фильмов, которые обязательно нужно увидеть
10 признанных индийских фильмов, которые обязательно нужно увидеть
Подборка картин об Индии, покоривших мировое сообщество.
Не «Дэдпулом» единым: топ-10 самых кассовых фильмов с высоким возрастным рейтингом
Не «Дэдпулом» единым: топ-10 самых кассовых фильмов с высоким возрастным рейтингом
Кровавые и жестокие фильмы, которые собрали впечатляющую кассу.
Bee Gees, Вагнер и Эминем: легендарные музыкальные сцены, которые навсегда изменили кино
Bee Gees, Вагнер и Эминем: легендарные музыкальные сцены, которые навсегда изменили кино
Как и почему удачные музыкальные сцены преображают фильм.