Депрессия без голливудского глянца: 10 честных фильмов о том, как трудно бывает жить

Эти картины честно и без «эстетики страдания» рассказывают о депрессии.
10 октября
Ангелина Гура
что посмотреть списки фильмов
Кадр фильма «Манчестер у моря» // Pearl Street Films
Кадр фильма «Манчестер у моря» // Pearl Street Films

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 300 миллионов человек по всему миру живут с депрессией. И то, как медиа изображают это состояние, влияет не только на общественное восприятие, но и на то, насколько мы умеем распознавать депрессию у себя и своих близких.

Кино часто упрощает это состояние. Вместо того чтобы показать депрессию в повседневных и утомительных проявлениях, режиссёры и сценаристы отдают предпочтение «красивой» грусти, когда одинокий герой, словно по сценарию, эффектно разрушает себя на фоне проливного дождя. В реальности депрессия редко бывает драматичной: она скрывается в тишине, в куче немытой посуды, в невозможности подняться с кровати или ответить на сообщение. Речь идёт не о буре эмоций, а скорее об их полном отсутствии.

Собранные в подборке фильмы не романтизируют страдание и не делают боль привлекательной. Напротив, они передают депрессию как разрушительный, медленный и не всегда заметный процесс. Смотреть их трудно, но полезно.

Важно: некоторые фильмы из нашего списка содержат сцены, связанные с суицидом, травмой или тяжёлым эмоциональным состоянием. Пожалуйста, будьте внимательны к себе и при необходимости ознакомьтесь с дополнительной информацией перед просмотром.

«Манчестер у моря» (Manchester by the Sea), 2016 год

После смерти брата замкнутый разнорабочий Ли (Кейси Аффлек) вынужденно возвращается в родной город, чтобы заняться воспитанием племянника (Лукас Хеджес). Ли мучает личная трагедия из прошлого, которая не позволяет ему полноценно существовать: он потерян, по большей части молчит и избегает общения. Даже совершая важные поступки, Ли остаётся как бы в стороне от собственной жизни.

Бывают состояния, которые не лечит время. Ли не «исцеляется», не начинает «заново», его не спасает чужая забота или близость других людей. Горе не уходит, а просто вплетается в повседневность. Он не проходит путь героя, а просто живёт с тем, что случилось. Визуально фильм предельно аскетичен: холодная зима, однообразные интерьеры, больничные коридоры. Всё здесь говорит на языке эмоционального онемения, которое невозможно выразить словами.

Кадр фильма «Манчестер у моря» // Pearl Street Films
Кадр фильма «Манчестер у моря» // Pearl Street Films

«Осло, 31 августа» (Oslo, 31. august), 2011 год

Бывший наркоман Андерс (Андерс Даниельсен Ли) покидает клинику реабилитации и на один день возвращается в город. Он навещает старых знакомых, проходит собеседование, общается с друзьями. Постепенно становится ясно, что этот день может оказаться последним в его жизни. Он не видит продолжения, хотя внешне собран и говорит правильные вещи. Но внутри — выжженное поле.

Депрессия здесь не вспышка эмоций, а постепенное растворение человека в собственном безразличии. Жизнь вокруг продолжается, но для героя она уже как будто закончилась. Чтобы показать эту отстранённость, режиссёр Йоаким Триер использует большие паузы и статичную камеру. Никто ничего не озвучивает, но всё и так понятно. Андерс не разрушен внешне — он пуст внутри. И это пугает больше любых бурных проявлений эмоций.

Кадр фильма «Осло, 31 августа» // Don't Look Now
Кадр фильма «Осло, 31 августа» // Don't Look Now

«Три цвета: Синий» (Trois couleurs: Bleu), 1993 год

После гибели мужа и дочери в автокатастрофе Жюли (Жюльет Бинош) отказывается от своей прежней жизни. Она переезжает, рвёт любые связи и пытается отстраниться от любых чувств. В фильме почти не говорят — он построен на молчании и попытке ничего не чувствовать. Жюли не плачет и не говорит о случившемся, но делает всё, чтобы отключиться.

Режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский не стремится дать зрителю катарсис. Его фильм в первую очередь о пустоте и тишине. Синий цвет, как и название фильма, пронизывает каждый кадр — не как эффект, а как постоянное напоминание о потере. Здесь нет героизма, нет возвышенности: Жюли не излечивается, но учится жить в мире, в котором больше не может быть прежней.

Кадр фильма «Три цвета: Синий» // Canal+
Кадр фильма «Три цвета: Синий» // Canal+

«Венди и Люси» (Wendy and Lucy), 2008 год

Венди (Мишель Уильямс) едет на Аляску в поисках заработка, но застревает в небольшом городке: ломается машина, теряется собака, заканчиваются деньги. Фильм следует за ней — из магазина в автомастерскую, от парковки к полицейскому участку. Нет взрывов эмоций, нет судьбоносных поворотов — только цепочка маленьких событий, от которых зависит, сможет ли Венди продолжить путь.

Режиссёр Келли Райхардт показывает, как бедность, одиночество и депрессия неотделимы друг от друга. Венди не плачет и не жалуется — но она на пределе. Выражение её лица почти не меняется, но в каждом шаге ощущается тяжесть. Депрессия здесь разъедает изнутри, а камера то зависает на пустых пространствах, то фиксирует молчание. Венди не героиня, но и не жертва — она просто человек, у которого не осталось сил.

Кадр фильма «Венди и Люси» // Washington Square Films
Кадр фильма «Венди и Люси» // Washington Square Films

«Близнецы» (The Skeleton Twins), 2014 год

Близнецы Мэгги (Кристен Уиг) и Майло (Билл Хейдер) давно не общаются, но оба переживают кризис — и это обстоятельство вновь сближает их. Они живут в доме детства, ссорятся, делят кухню и вспоминают прошлое. На поверхности — лёгкое драмеди, а внутри — два человека, которые не знают, как жить с самими собой.

Мэгги много улыбается, но ведёт двойную жизнь и скрывает своё бесплодие. Майло много шутит, но втайне надеется, что его не станет. Их депрессивное состояние выражается не на словах, а в том, как они избегают разговоров и как замирают в середине действия. Никто никого не «спасает» — Мэгги и Майло просто пытаются быть рядом, насколько это вообще возможно. И иногда этого достаточно.

Кадр фильма «Близнецы» // Duplass Brothers Productions
Кадр фильма «Близнецы» // Duplass Brothers Productions

«Аномализа» (Anomalisa), 2015 год

Писатель Майкл Стоун (Дэвид Тьюлис) переживает глубочайшее чувство однообразия и отчуждённости от мира. Все вокруг ему кажутся одинаковыми — у каждого встречного буквально одно и то же лицо и голос. Но внезапно он знакомится с женщиной (Дженнифер Джейсон Ли), чьё присутствие разрушает монотонность и выводит его из эмоционального оцепенения.

Чарли Кауфман и Дьюк Джонсон показывают депрессию как мучительное онемение. Однообразные голоса, кукольные лица, повторяющиеся сцены — всё это подчёркивает, насколько восприятие мира Майклом выровнялось в безразличие. Встреча с Лизой сначала кажется спасением, но быстро становится частью той же обесцвеченной реальности. Майкл не мрачный гений и не романтичный одиночка — он человек, утративший способность чувствовать, и не по своей вине. В его депрессии нет драмы — она вязнет в повторяющихся действиях, усталости и отстранённости. И именно в этом состоит пугающая правдоподобность тяжёлого состояния.

Кадр фильма «Аномализа» // Starburns Industries
Кадр фильма «Аномализа» // Starburns Industries

«Станционный смотритель» (The Station Agent), 2003 год

Предпочитающий одиночество Финбар Макбрайд (Питер Динклэйдж) после смерти единственного друга переезжает подальше от людей в заброшенное депо. Он ищет тишины, но вскоре его начинают навещать двое таких же потерянных и замкнутых людей — торговец хот-догами (Бобби Каннавале) и пережившая трагедию женщина (Патриша Кларксон). Сюжет здесь отступает на второй план, а главным становятся тишина, заминки в разговоре и робкие попытки вновь почувствовать присутствие другого человека.

Том Маккарти бережно показывает, как люди пытаются жить с депрессией: не громко и не демонстративно, а устало и спокойно. Фин молчит не из-за злости на окружающих — он просто не знает, что ещё можно сказать. Его поведение — это всего лишь способ сохранить себя. Камера не ищет поэтичности в кадре, а осторожно фиксирует пустые пространства и тяжёлую тишину. Неловкая и несовершенная связь между героями строится медленно, но изначальной поддержки хватает, чтобы не исчезнуть окончательно.

Кадр фильма «Станционный смотритель» // SenArt Films
Кадр фильма «Станционный смотритель» // SenArt Films

«Балласт» (Ballast), 2008 год

Юг США, район дельты Миссисипи. Мужчина (Майкл Дж. Смит ст.) переживает самоубийство своего брата-близнеца, подросток (ДжимМайрон Росс) попадает в опасную ситуацию, а женщина (Тара Риггз) пытается собрать остатки семьи и наладить быт. Все три истории протекают почти без слов, прибегая лишь к жестам, паузам и атмосфере. Депрессия здесь витает в воздухе и касается каждого, даже если никто о ней не говорит.

«Балласт» не играет на эмоциях, а документирует происходящее через хлопки дверей, застывший взгляд и длинные паузы, что заменяют диалоги. Персонажи не обсуждают чувства — они просто пытаются выжить. Камера будто дышит в унисон с ними, позволяя зрителю почувствовать тяжесть каждого дня, прожитого на грани. Фильм не иллюстрирует проблему, а показывает срез повседневности, где тяжёлое состояние — неотъемлемая часть каждого нового дня.

Кадр фильма «Балласт» // Alluvial Film Company
Кадр фильма «Балласт» // Alluvial Film Company

«Токийская соната» (Tokyo Sonata), 2008 год

Житель Токио (Тэруюки Кагава) теряет работу и боится признаться в этом семье. Каждый день он надевает рабочий костюм и якобы отправляется работать, но на деле целый день бродит по городу. Тайна остаётся с ним, однако хрупкое равновесие внутри семьи всё равно начинает трещать по швам.

Киёси Куросава говорит не только о личном кризисе, но и о социальном давлении, ожиданиях и страхе потерять свою «роль» в семье. Без мелодрамы и пафоса он рисует мир, где улицы раскрашены серостью, дома стерильны, а воздух пропитан тягостью. Главный герой почти не выражает эмоций, и те читаются в мелочах: в том, как он закрывает дверь или как старается не смотреть в глаза. Его замкнутость — не маска, а способ не развалиться окончательно.

Кадр фильма «Токийская соната» // Entertainment Farm
Кадр фильма «Токийская соната» // Entertainment Farm

«Солнце моё» (Aftersun), 2022 год

Девочка Софи (Фрэнки Корио) проводит каникулы с отцом Калумом (Пол Мескал): обычный отпуск, наполненный смехом, играми и совместным досугом. По мере развития сюжета становится понятно, что отец Софи переживает депрессию. Только став взрослой, она начинает понимать истинное положение вещей и состояние, которое скрывал близкий человек.

Калум не говорит о своих чувствах, не жалуется и не делится сокровенным. Но тишина, в которой он существует, говорит сама за себя. Внезапные смены настроения, напряжённая улыбка, отстранённость — всё это укладывается в портрет человека, которому плохо, но он не может этого показать. Шарлотта Уэллс снимает Калума издали и показывает в отражениях, как будто он всегда немного в стороне. Для Софи то лето стало тёплым воспоминанием, а для зрителя — щемящей историей, в которой боль спрятана слишком глубоко.

Кадр фильма «Солнце моё» // BFI
Кадр фильма «Солнце моё» // BFI

Смотреть фильмы про психологические расстройства можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Поговорим о душе? Блистательные сериалы о психическом здоровье, которые бережно рассказывают о сложных темах
Поговорим о душе? Блистательные сериалы о психическом здоровье, которые бережно рассказывают о сложных темах
Подборка шоу о том, как людям бывает сложно уживаться с самими собой.
Смотри, да не засматривайся: 25 разноплановых сериалов для просмотра запоем
Смотри, да не засматривайся: 25 разноплановых сериалов для просмотра запоем
Сериалы, для которых актуальна фраза: «Ещё одну серию — и точно спать!»
Маньяки с душой и жертвы лабораторий: герои сериалов, которые изменились к финалу до неузнаваемости
Маньяки с душой и жертвы лабораторий: герои сериалов, которые изменились к финалу до неузнаваемости
Необычные персонажи сериалов с не менее необычной судьбой.
От «Бойцовского клуба» до «Дюны»: 20 легендарных фильмов, которые провалились в прокате
От «Бойцовского клуба» до «Дюны»: 20 легендарных фильмов, которые провалились в прокате
Их не оценили на момент выхода, но страстно полюбили спустя время.