
Кинодеятели смешивают и меняют привычные жанры фильмов в ответ на изменения в общественных нормах или для того, чтобы сломать ожидания аудитории. Жанровые эксперименты позволяют создать более сложные и многослойные сюжеты, а также отойти от традиционных фильмов, показывая нечто совершенно новое. Tvigle сделал подборку картин разных десятилетий, ломающих шаблоны одного жанра и поразивших публику своими сюжетами.
«Психо» (Psycho), 1960 год
От криминального триллера к классике хоррор-фильмов.
«Психо» Альфреда Хичкока начинается как классический криминальный триллер, где главная героиня Мэрион Крэйн (Джанет Ли) крадёт деньги и пускается в бега. Однако после знаменитой сцены в душе с нападением фильм резко меняет настроение, превращаясь в психологический хоррор о психических заболеваниях и нездоровых отношениях внутри одной семьи. Бросив вызов целому жанру, Хичкок помог сформировать современный жанр фильмов-ужасов.

«Чужой» (Alien), 1979 год
Переход научной фантастики к научно-фантастическому хоррору.
«Чужой» Ридли Скотта с первых минут предстаёт как научно-фантастический фильм об исследовании космоса, но с появлением пугающего инопланетного существа быстро трансформируется в хоррор. Путь от неторопливого и исследовательского тона к напряжённому фильму ужасов выделяет «Чужого» среди прочих картин жанра. Лента удачно сочетает в себе лучшие элементы как научной фантастики, так и хоррора, заслужив достойное место в истории кинематографа.

«Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead), 2004 год
От просто комедии к комедийному хоррору.
«Зомби по имени Шон» сочетает в себе британскую комедию и жанр зомби-хоррора. То, что начинается как странноватая романтическая комедия о неудачнике Шоне (Саймон Пегг), довольно скоро перерастает в кровавую борьбу за выживание во время зомби-апокалипсиса. Мастерство режиссёра Эдгара Райта в создании баланса между юмором и хоррором помогло определить, что из себя представляет жанр комедийного хоррора. «Зомби по имени Шон» неизбежно стал культовым фильмом благодаря нетипичному для своего времени сочетанию жанров.

«Логан» (Logan), 2017 год
От супергеройского фильма к нуар-вестерну.
«Логан» ощутимо отличается от традиционных фильмов о супергероях, которые постепенно заполняли индустрию с 90-х годов. Вместо красочных сражений и миссий по спасению мира картина раскрывается через элементы нуар-вестерна. В центре сюжета — стареющий и откровенно уставший от жизни Росомаха (Хью Джекман), которому приходится спасать девочку-мутанта от преследования. Жанровый сдвиг привнёс глубину и эмоциональную зрелость в жанр супергероики, завоевав признание критиков и выведя фильм за рамки типичных экранизаций комиксов.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road), 2015 год
Зрелищный боевик с феминистским подсюжетом.
Несмотря на обилие взрывного экшена и трюков, «Безумный Макс: Дорога ярости» раскрывается как история с мощным феминистским посылом. Сюжет строится вокруг миссии Фуриосы (Шарлиз Терон), которая в жёстких условиях постапокалиптического мира пытается спасти группу порабощённых женщин. Фильм исследует темы со свободой и жизнестойкостью, сочетая экшен с социальными комментариями — всё это позволило «Дороге ярости» охватить несколько жанров, предлагая новый взгляд на формулу экшен-триллера.

«Прочь» (Get Out), 2017 год
От психологического триллера до хоррора с социальным подтекстом.
«Прочь» режиссёра Джордана Пила стартует как психологический триллер о молодом темнокожем мужчине (Дэниэл Калуя), который наведывается в гости к семье своей белой девушки. Ничто в визите не предвещает беды, но вскоре фильм раскрывается в качестве хоррора, где акцент сделан на расовой напряжённости и ужасах системного расизма. Сдвиг в жанре и сочетание с социальными комментариями превратил «Прочь» в новаторский фильм, что бросил вызов как жанру ужаса, так и картинам с социально значимыми темами.

«Она» (Her), 2013 год
Романтическая драма перерастает в научно-фантастическую антиутопию.
Фильм Спайка Джонса в начале предстаёт перед зрителями как романтическая драма о мужчине (Хоакин Феникс), что влюбляется в своего ИИ-помощника. Аккуратно и тонко фильм совершает переход от драмы к научно-фантастическому исследованию взаимоотношений человека и технологий, погружаясь в темы одиночества, эмоциональной зависимости и пугающего будущего с участием искусственного интеллекта. Подобное сочетание жанров выливается в уникальную историю и заставляет задуматься о том, что станет с человеком под влиянием чересчур очеловеченного ИИ.

«От заката до рассвета» (From Dusk Till Dawn), 1996 год
От криминального триллера до вампирского хоррора.
«От заката до рассвета» Роберта Родригеса начинается как криминальный триллер о двух преступниках (Джордж Клуни и Квентин Тарантино), что пытаются скрыться от ответственности и пускаются в бега. В середине повествования тон фильма резко меняется, когда герои вдруг сталкиваются с полчищем вампиров в небольшом баре на пути в Мексику. Неожиданный переход от криминальной драмы к сверхъестественному хоррору делает «От заката до рассвета» уникальным и врезающимся в память фильмом.

«Сквозь снег» (Snowpiercer), 2013 год
Научная фантастика, пронизанная социальными комментариями.
«Сквозь снег» Пона Джуна-Хо изначально предстаёт как научно-фантастическая антиутопия, события которой разворачиваются в поезде, где живут остатки человеческой цивилизации. По мере развития сюжета картина углубляется в социальные аспекты классовой борьбы и угнетения, сочетая элементы научной фантастики с острыми политическими темами. Жанровое разнообразие позволило ленте сделать мощное заявление о социальном неравенстве.

«Хижина в лесу» (The Cabin in the Woods), 2012 год
От слэшера до мета-хоррора с элементами сатиры.
«Хижина в лесу» начинается как типичный слэшер, где группа друзей отправляется в отдалённый дом посреди леса и ожидаемо сталкивается с жуткими проблемами. По ходу сюжета становится известно, что ужасами, с которыми приходится столкнуться главным героям, манипулирует некая подпольная организация, а фильм превращается в тот самый мета-хоррор с элементами сатиры. «Хижина в лесу» повлияла на зрительские ожидания от современных фильмов ужасов, придав им нетипичный и остроумный взгляд на жанр.

Смотреть лучшие фантастические фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!