Что посмотреть: «Прекрасная эпоха» — трепетная ода прошлому, для тех, кто разлюбил в настоящем

Очаровательный образец того, что мы привыкли называть «французским кино».
27 июня
Анастасия Седова
что посмотреть на Tvigle
Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»
Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»

В 2019 году режиссёр Николя Бедос собрал в одном кадре примерно 2/3 наиболее известных мировому зрителю французских актёров и переиграл самого себя в исследовании темы романтических сожалений. Его картина «Прекрасная эпоха» получилась по-парижски ироничной, и по-алленовски циничной — с нежным ароматом сваренных вкрутую яиц и мокрого летнего асфальта. Объясняем, почему на Tvigle стоит посмотреть эту диалоговую мелодраму, снимающую тонкий слой пыли с эпохи 70-х и при этом умудряющуюся выглядеть куда динамичнее многих произведений коллективного Голливуда 2020-х. 

О чем фильм «Прекрасная эпоха» 

Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»
Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»

Когда-то Виктор мог назвать себя счастливым человеком. Он был женат на любимой женщине и получал истинное удовольствие от работы карикатуристом. Но прошли годы, окружающая реальность перешла в цифровой формат, а Виктор, продолживший существовать в аналоговом мире и ностальгировать по былым денькам, оказался на обочине современности. Именно таким, безбожно устаревшим и застрявшим в прошлом, его видит и Марианна — его жена, которая уже и не скрывает свой роман на стороне. После очередной супружеской ссоры Марианна выгоняет Виктора и требует развода. А тот решает воспользоваться подарком их общего сына — сертификатом на услуги одной уникальной компании, по заказу своих клиентов воссоздающей любую эпоху в специально оборудованном павильоне. Для такого путешествия в прошлое Виктор выбирает, казалось бы, самую обычную дату в 1970-х. Обычную для всех остальных, но не для пожилого романтика. Ведь именно в этот день Виктор встретил Марианну и влюбился в неё с первого взгляда. С головой уходя в воспоминания, он напрочь забывает о настоящем. 

Зачем смотреть фильм «Прекрасная эпоха»

Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»
Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»

«Прекрасная эпоха» искусно подключает зрителя, эксплуатируя до ужаса простой мыслительный капкан, в который хоть раз попадал каждый из нас. Вернуться в тот самый день, вновь прожить те самые события, почувствовать себя так же и тем же, кем был много лет назад. Вот только чудо-компания, предоставляющая такую услугу, в действительности не может повернуть время вспять, разгладить морщины и восстановить утерянные волосяные луковицы — она лишь разыгрывает представление. С актёрами, прописанными диалогами и тщательно выстроенными декорациями. Не тем ли способом глумится над нами и наша собственная память, оказываясь не объективным представлением прожитой реальности, а ее сконструированной, идеализированной версией?

Оттого мы так сочувствуем бедолаге Виктору, легко попавшемуся на крючок создателя этого мира. Бога? Нет, но в какой-то степени да — Антуана, режиссёра, сценариста и местно демиурга, который берёт в свои руки жизнь и воспоминания некогда вытащившего его из депрессии художника.

После успеха своего дебютного фильма «Он и Она» Николя Бедос оказался в силах вывести лейтмотив ностальгии на ещё более тонкий уровень. Его «Прекрасная эпоха» с поистине французской лёгкостью сталкивает две противоречивые идеи: вернуть прошлое невозможно, но, быть может, оно никуда и не уходило?

На аналогичных контрапунктах здесь строится не только содержание, но и форма. Нежность и чувственность соседствуют с колким, и если не чёрным, то с чёрными вкраплениями, юмором — не таким уж частым гостем на наших экранах. А диалоги превращаются в захватывающие баталии за счет виртуозно выстроенных мизансцен и динамичных склеек.

Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»
Кадр из фильма «Прекрасная эпоха»

Но если и любить «Прекрасную эпоху», то за искреннюю неидеальность. Очаровательных, но запутавшихся персонажей, недосказанность и невысказанность. За кажущиеся недостатки, которые на поверку оборачиваются достоинствами — совсем как в случае с Виктором и Марианной. И совсем как с нами и нашими любимыми, даже если мы случайно позабыли, что они ими являются.

Читайте также
Что посмотреть: «Табу» — магический сериал от автора «Острых козырьков» для поклонников Тома Харди
Что посмотреть: «Табу» — магический сериал от автора «Острых козырьков» для поклонников Тома Харди
Рассказываем, чем очаровывает мрачное шоу о политической грызне и тёмных ритуалах в антураже исторического Лондона.
Что посмотреть: «Как разговаривать с девушками на вечеринках» — советы мамкиным панкам от Нила Геймана
Что посмотреть: «Как разговаривать с девушками на вечеринках» — советы мамкиным панкам от Нила Геймана
Объясняем, почему история любви земного неудачника и инопланетянки достойна просмотра за романтическим ужином.
Что посмотреть: «Под Сильвер-Лэйк» — лечебная головоломка для разбитых сердец
Что посмотреть: «Под Сильвер-Лэйк» — лечебная головоломка для разбитых сердец
Объясняем, почему третий полнометражный фильм Дэвида Роберта Митчелла понравится всем ценителям ребусов.
Что посмотреть: «Прощание» — хит 2019 года для тех, кто уехал
Что посмотреть: «Прощание» — хит 2019 года для тех, кто уехал
Рассказываем, почему драмеди Лулу Ванг вызовет знакомые чувства не только у тех, кому доводилось терять близких.